Все сервисы Личный кабинет
Джотто и «Библия для неграмотных»

Джотто и «Библия для неграмотных»


25 марта 1303 года была торжественно открыта и освящена для верующих капелла Скровеньи в Падуе, часто называемой капелла дель Арена.


В 1300 году богатый торговец Энрико Скровеньи из Падуи начал возводить на фундаменте древнего римского амфитеатра часовню, для росписи которой был приглашён известный живописец в Италии Джотто ди Бондоне. Приступил великий художник к работам ещё до окончания строительства и, на этапе разработки плана росписей, предложил Скровеньи удлинить капеллу.

На удлинённой части западной стены, прямо над входом, Джотто поместил финальную сцену своего живописного рассказа «Библии для неграмотных» — «Страшный суд». Именно ради этой сцены живописец и изменил архитектурный облик часовни. Композиция фрески написана согласно иконографической традиции и состоит из нескольких уровней.

Джотто и «Библия для неграмотных»
Источник: google.com. Джотто ди Бондоне. Жертвоприношение Иоакима. 1304 — 1306 года.

На нижнем уровне в правом углу изображён в алом пламени ад с чудовищами и Сатаной. С левой стороны Джотто изобразил заказчика Скровеньи, протягивающего модель капеллы Деве Марии. В центр композиции художник поместил Иисуса Христа в мандорле, который левой рукой отталкивает грешников в ад, а правую протягивает праведникам. По обе стороны от Христа живописец написал двенадцать апостолов, над которыми размещены святые и ангелы.


Мандорла — в христианской иконографии миндалевидное сияние, среди которого изображали Христа и Богоматерь, когда хотели представить Их во славе

«Страшный суд» состоит из нескольких сцен, однако композиция фрески симметрична и продумана, в ней нет дробности, сюжет централизован. Работа художника явилась в то время новаторством в живописи. Джотто первым создал единый сюжет, пространство которого выглядит объёмным и многофигурным.

Джотто и «Библия для неграмотных»
Источник: google.com. Джотто ди Бондоне. Страшный суд. 1304 — 1306 года.

Напротив «Страшного суда» в алтарной части храма живописец разместил сюжет «Благовещение», который выступил своеобразным прологом ко всей евангельской истории и подчеркнул главное — часовня посвящена Деве Марии Милосердия.

В центре часовни, на левой и правой стенах, расположены три яруса фресок, которые повествуют евангельский сюжет. Верхний пояс левой стороны показывает сцены жития Иоакима и его жены Анны — отца и матери Богородицы. В данной линии фресок насчитывается шесть сюжетов: «Изгнание Иоакима из храма», «Иоаким удаляется в пустыню» («Иоаким среди пастухов»), «Явление ангела святой Анне», «Жертвоприношение Иоакима», «Сон Иоакима», «Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот». Все работы были выполнены в 1304 — 1306 годах.

Джотто и «Библия для неграмотных»
Источник: google.com. Джотто ди Бондоне. Сон Иоакима. 1304 — 1306 года.

Верхний пояс правой стены повествует о жизни Девы Марии на шести фресках: «Рождество Марии», «Введение Марии во храм», «Женихи передают первосвященнику свои жезлы», «Моление женихов о процветании жезлов», «Обручение Марии с Иосифом», «Свадебное шествие Марии».

Второй пояс фресок левой стены рассказывает о младенчестве Иисуса Христа начиная с «Рождества Христова», «Поклонения волхвов», «Принесения Иисуса во храм» и заканчивается повествование «Бегством в Египет» и «Избиение младенцев».

Второй пояс фресок правой стены повествует о деятельности Христа и включает в себя также шесть сцен: «Иисус среди учителей», «Крещение Христа», «Брак в Кане Галилейской», «Воскрешение Лазаря», «Въезд в Иерусалим», «Изгнание торгующих из храма».

Джотто и «Библия для неграмотных»
Источник: google.com. Джотто ди Бондоне. Избиение младенцев. 1304 — 1306 года.

Нижний ярус фресок на левой стене описывает — «Тайная вечеря», «Омовение ног», «Поцелуй Иуды», «Иисус перед Кайафой», «Бичевание Христа» («Осмеяние Христа»). Самой впечатляющей фреской из всех в капелле является «Поцелуй Иуды». Джотто был новатором в мировой живописи, до которого никто и никогда ещё не изображал так ярко человеческие эмоции при поединке взглядов. В одном поцелуе динамично и психологично изображён важный поединок добра со злом. Третья линия сюжетов на правой стороне капеллы завершает рассказ о земной жизни Христа: «Шествие на Голгофу», «Распятие», «Оплакивание Христа», «Не прикасайся ко мне», «Вознесение» и «Сошествие Святого Духа».

Все фрески капеллы выполнены в едином праздничном стиле с преобладанием ярко-голубых и золотистых цветов. Образы на фресках представлены монументальными и объёмными. Джотто был новатором в живописи, до него никто не применял в работах эффект светотени. Однако и отпечаток средневекового искусства на фресках прослеживается — плоское фон-небо, условные горы и скалы, ангелы парящие в небе, разномасштабность фигур.

Джотто и «Библия для неграмотных»
Источник: google.com. Джотто ди Бондоне. Поцелуй Иуды. 1304 — 1306 года.

Завершают «Библию для неграмотных» на нижних поясах в цоколе зала человеческие добродетели и пороки. Четырнадцать аллегорических образов расположены по обе стороны капеллы. На левой стене представлен «греховный ряд», а на правой стене изображён ряд добродетели.

Аллегории похожи на мраморные изваяния и словно вставлены в ниши. Фрески аллегорических образов Джотто выписал монохромно, что гармонично сочетается с цокольным мраморным поясом. Великий художник и тут выступил новатором исполнив фрески в данном стиле, который позже получил название «гризайль».

25 марта 1305 года состоялась вторая церемония освящения капеллы, когда ещё шли работы над последними фресками. Удивительная роспись капеллы привлекала в часовню большое количество верующих и паломников.

Джотто и «Библия для неграмотных»
Источник: google.com. Джотто ди Бондоне. Аллегория Несправедливости (Беззаконие). 1304 — 1306 года.

Завершив работы в Падуе великий мастер вернулся во Флоренцию к жене и детям и в период с 1310 по 1320 года вёл активную художественную и финансовую деятельность. С 1320 года Джотто был членом артели врачей и аптекарей, куда входили и художники. Во Флоренции мастер создавал не только иконы, но и расписывал строящиеся храмы.

Весной 1334 года Джотто был назначен главным архитектором Флоренции с установленным доходом в сто золотых в год. Став главным архитектором живописец незамедлительно приступил к строительству самой высокой башни в городе — храмовой колокольни Санта-Марии дель Фьоре. Стоит отметить и то, что помимо живописи и архитектуры Джотто возводил фортификационные сооружения с подземными переходами.

В 1336 году великого художника не стало. Похоронен мастер в храме Санта-Мария дель Фьоре.

Джотто ди Бондоне был новатором своего времени и внёс огромный вклад в развитие мирового искусства. Ученики мастера — Таддео Гадди и Мазо ди Банко — продолжили воплощать в своих произведениях принципы учителя, однако со временем флорентийская школа всё-таки утратила ясность и естественность образов. С распространением в западноевропейском искусстве готического стиля в итальянской живописи произошёл спад на многие десятилетия. Однако творчество Джотто стало основой для развития искусства эпохи Возрождения.


Next