Меню Поиск по сайту

лента

Выбрать категорию
Бенуа — идеолог новой художественной эпохи

Бенуа — идеолог новой художественной эпохи


«Этот образованный и чуткий человек всегда обладал, кроме того, одним качеством — страстью к педагогической деятельности. Он, будучи ещё совсем молодым человеком, невольно и беспрерывно «воспитывал» в своих верных собеседниках ту настоящую любовь к искусству, которою он непрестанно живёт до сих пор» — Сергей Павлович Дягилев об Александре Николаевиче Бенуа.


В Петербурге в семье профессора архитектуры Николая Леонтьевича Бенуа и Камиллы Альбертовны Кавос 3 мая 1870 года родился сын — Александр Бенуа, которому было уготовано судьбою множество замечательных свершений.

Семейная родословная Бенуа начинается с Никола Дени Бенуа, простого хлебопашца. Сын Никола, который приходился прадедом Александру Бенуа, получил образование самостоятельно и открыл школу, в которой получили образование пятеро его детей. Младший сын Никола, который приходился дедом будущему художнику, Луи-Жюль Бенуа, не смог принять революционных событий во Франции и в 1794 году приехал в Россию.

Бенуа — идеолог новой художественной эпохи
Источник: google.com. Александр Николаевич Бенуа. «Прогулки в любую погоду» (из серии «Последние прогулки короля»). 1896 — 1898 год.

Обосновавшись в Петербурге дед художника стал метрдотелем при дворе Павла I и женился на фрейлине немецкого происхождения Екатерине Андреевне Гроппе. Луи Бенуа был зажиточным петербуржцем, имел два городских дома и воспитывал одиннадцать детей. Сын Луи Бенуа, получивший в России имя Николай Леонтьевич, был крестником вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны и являлся автором многих построек Петербурга и железнодорожных станций.

Интересна история рода Александра Бенуа и со стороны матери, корни которой уходили в венецианские семьи. Прапрадед будущего художника — Джованни Кавос, был директором венецианского театра Фениче. Прадед Александра Бенуа, сын Джованни Кавоса — Катарино Кавос, в конце XVIII столетия приехал в Петербург и руководил частью Императорских театров. Именно Катарино Кавос стал родоначальником русской оперы и создал первый вариант «Ивана Сусанина».

Бенуа — идеолог новой художественной эпохи
Источник: google.com. Александр Николаевич Бенуа. «Кормление рыб» (из серии «Последние прогулки короля»). 1897 год.

Дед Александра Бенуа — Альберт Катаринович Кавос — учился на математическом факультете Падуанского университета, окончив его с отличием стал архитектором. Альберт Кавос построил здания Мариинского театра в Петербурге и занимался восстановлением Большого театра в Москве. Однако, несмотря на столь одарённых предков, мать Александра Бенуа не унаследовала ни художественных, ни музыкальных талантов, что отнюдь не помешало ей гармонично развивать таланты будущего художника.

Жажда творчества и знаний и художественная среда, с юных лет окружавшие Бенуа, помогли стать ему самобытным живописцем и талантливым историком искусства. С малых лет Александр Бенуа наблюдал за творчеством брата Альберта, писавшего акварелью. Семейство часто посещало пригороды Петербурга, дворцовые комплексы которого произвели неизгладимое впечатление на юного Бенуа.

Бенуа — идеолог новой художественной эпохи
Источник: google.com. Александр Николаевич Бенуа. Страница из «Азбуки в картинках Александра Бенуа». 1904 год.

С детства Бенуа страстно увлёкся театром. Страсть была настолько яркой и сильной, что переросла в крепкую любовь на всю жизнь. У мальчика были даже игрушечные наборы с декорациями и бумажными фигурками актёров, а бабушка по материнской линии привозила для внука из Венеции марионеток. Во взрослой жизни Александр Бенуа часто разрабатывал художественное оформление к спектаклям.

В период с 1885 по 1890 года Александр учился в частной гимназии Карла Ивановича Мая, где подружился с будущими художником Константином Сомовым, музыкантом Вальтером Нувелем и критиком Дмитрием Философовым. В дальнейшем они организовали общество «Мир искусства». В 1887 году Александр Бенуа посещал Академию художеств, однако получаемые знания не удовлетворяли требований художника и он бросил обучение. Профессионально образование живописца великий художник так и не получил.

Бенуа — идеолог новой художественной эпохи
Источник: google.com. Александр Николаевич Бенуа. «У бассейна Цереры» (из серии «Последние прогулки короля»). 1897 год.

В период с 1890 по 1894 года Бенуа учился на юридическом факультете Петербургского университета, а живописью занимался самостоятельно. Учителями юного художника были старший брат Альберт и французские художники XVIII столетия — Франсуа Буше, Антуан Ватто, Жан-Оноре Фрагонар. Александр Бенуа разработал свою собственную программу обучения — много упражнялся в рисовании с натуры, с головой погрузился в изучение истории живописи. Собственный план обучения полностью заменил систематическое обучение в Академии художеств. Более того, изучение живописи позволило в дальнейшем Бенуа встать у истоков отечественного искусствознания.

В возрасте двадцати трёх лет в 1893 году Бенуа впервые принял участие в выставке «Общества акварелистов», а в 1894 году напечатал первый очерк о русском искусстве в мюнхенском издании «История живописи в XIX веке». Данным очерком он заявил о себе как о молодом талантливом специалисте в области искусствознания.

Бенуа — идеолог новой художественной эпохи
Источник: google.com. Александр Николаевич Бенуа. «Озеро Примель. Бретань.». 1905 год.

В 1894 году Александр Бенуа женился на Анне Кинд, знакомство с которой произошло ещё в отроческие годы. Впервые с будущей женой Бенуа встретился в шестилетнем возрасте на свадьбе брата Альберта, который женился на старшей сестре Анны — Марии Кинд. Первое признание в любви Александр сделал на маскараде, когда ещё учился в гимназии, в шестнадцать лет. Однако спустя некоторое время Альберт Бенуа и Мария Кинд развелись, что охладило отношения между семействами и в итоге привело и к разрыву между Анной и Александром в 1889 году.

Спустя два года роман между Анной и Бенуа возобновился, а в 1894 году, сразу после окончания учёбы в университете, Александр женился на Анне. Любовь к жене Александр Бенуа пронёс через всю жизнь — до конца своих дней Анна Кинд оставалась для художника самой очаровательной женщиной в мире. В 1895 году у супругов родилась дочь Анна.

В 1896 году Бенуа с женой и маленькой дочерью посетили Париж, после чего родилась серия акварелей «Последние прогулки короля». С этого момента начался творческий путь Александра Бенуа как художника-пейзажиста.

Бенуа — идеолог новой художественной эпохи
Источник: google.com. Александр Николаевич Бенуа. «Маскарад при Людовике XIV». 1898 год.

Величественный памятник культуры ушедшей эпохи Версаль — хранитель дворцовых тайн и истории, произвёл на художника сильное впечатление. Тщательное изучение исторических материалов позволило художнику воссоздать придворный быт Версаля в живописи во всей его красе. Александр Бенуа создал акварели-ретроспективы, которые описывают события прошлого.

Серия акварелей «Последние прогулки короля» пропитаны грустью и красноречиво повествуют зрителю о том, что яркий век молодости, силы и красоты короля Восходящего Солнца остался в прошлом. Данный цикл серийных работ художник передал в дар княгине Марии Клавдиевне Тенишевой, у которой он был хранителем частного художественного собрания.

В 1898 году в Париже у четы Бенуа родилась вторая дочь — Елена, названная в честь одной из двоюродных тёток. Воспитывалась Елена на французский лад, за которым тщательно следила приставленная к Анне сиделка. В этом же году художник написал «Маскарад при Людовике XIV» — яркая, в какой-то мере сказочная работа, пропитанная особой выразительностью и мажорным настроением.

Бенуа — идеолог новой художественной эпохи
Источник: google.com. Александр Николаевич Бенуа. «Водный партер в Версале». 1905 год.

В 1898 году произошло ещё одно важное событие — петербургская выставка произведений русских и финляндских художников. Организована выставка была обществом «Мир искусства» под руководством Александра Бенуа и Сергея Дягилева. Идея выставки заключалась в том, что участие в ней принимали молодые представители русской живописи, которые ненавидели рутину академизма, насаждаемого императорской Академией художеств. С другой стороны юные художники не жаждали никакой революции и с уважением относились к русской школе живописи.

В 1899 году общество получило официальное название «Мир искусства», а его идейным лидером стал Александр Бенуа, который также работал и над журналом общества. Мирискусники дали жизнь таким направлениям искусства, как книжная графика — оформление иллюстраций и сценография — оформление спектаклей. Кроме этого они изготовляли предметы мебели и другие объекты декоративно-прикладного искусства. Общество активно занималось изучением истории русского искусства, используя никем не рассматриваемые ранее материалы. На этом прервём повествование до следующего раза, когда расскажем о дальнейшем творчестве и судьбе великого художника.


# искусство

Закладки
Здесь будет реклама
Циркадный ритм и биологические часы

Циркадный ритм и биологические часы


Во время сна в период между десятью часами вечера и двух часов ночи происходит активное восстановление организма и выработка гормонов.


Исследования показали, что в данный период времени в организме происходят восстановительные и омолаживающие процессы, а сам сон является своеобразным приятным бонусом. Во время сна в указанный промежуток времени организм синтезирует максимальную дозу мелатонина, соматотропина (гормона роста), антиоксидантных гормонов, необходимых для защиты ДНК от повреждений и других гормонов.

В районе десяти часов вечера начинается естественный прирост мелатонина, вслед за которым запускаются восстановительные, укрепляющие и омолаживающие процессы организма. Если ваш крепкий сон приходится на указанный интервал времени — замечательно. Однако, если вы продолжаете бодрствовать и регулярно ложитесь спать после одиннадцати часов вечера, то самое безобидное что вам грозит — сложность с засыпанием и чувство слабости, усталости и разбитости по утрам.

Человек — часть природы, а сумерки за окном — сигнал для отдыха Шон Стивенсон

Циркадный ритм и биологические часы
Источник: google.com. Роберто Себастьян Матта. «Покраснение синего». 1996 год.

Современные условия жизни столь же привычны нам, сколько и противоестественны. За миллионы лет эволюции организм привык, запрограммировался, засыпать спустя несколько часов как наступили сумерки. В то время это касалось больше вопроса выживания, нежели здоровья. Но человеческий организм не успел адаптироваться к новым условиям жизни. С момента изобретения электричества и массового его использования прошло очень и очень мало времени — всего каких-то два столетия, против миллионов лет эволюции.

В результате вмешательства и перенастройки гормональных часов организма могут появиться серьёзные проблемы. Установлено, что постоянный поздний отход ко сну и работа в ночную смену являются факторами, вызывающими онкологические заболевания, диабет, ожирение и хронические заболевания. Не будем более стращать читателя, а перейдём к рассмотрению циркадной системы синхронизации человеческого организма, влияющей на все биологические процессы.


Циркадный ритм — это эндогенный биологический ритм продолжительностью около 24 часов
Циркадный ритм и биологические часы
Источник: google.com. Роберто Себастьян Матта.

Жизнь человека, впрочем, как и любого другого существа на планете, сопровождается цикличным чередованием дня и ночи. Каждые сутки человек проводит энное количество времени в объятиях Морфея. Налаженный процесс сна происходит циклически и сильно зависит от получаемого в течение дня человеком солнечного света. Возможно прозвучит нелепо, но, чем чаще человек бывает на солнце, тем крепче он спит ночью.

Учёные доказали, что любой человек имеет встроенные настоящие 24-часовые часы, которые ничем не отличаются от наручных часов или встроенных часов на смартфонах. Циркадная система синхронизации организма трудится днём и ночью и помогает контролировать иммунную систему, пищеварение, артериальное давление, аппетит, умственную энергию и даже утилизировать жир. Ответственность за бесперебойную работу циркадной системы взял на себя гипоталамус, главная железа, управляющая гормональной системой тела.

Циркадный ритм и биологические часы
Источник: google.com.

Именно гипоталамус первым получает световой сигнал, что пора проснуться и быть начеку. Следом за ним к процессу подключаются и все взаимосвязанные органы и железы. Получив световой сигнал, организм запускает процесс выработки всех необходимых дневных гормонов и нейромедиатров, которые как часовщики настраивают наши биологические часы.

Недостаток дневного света и преобладание искусственного освещения по вечерам негативно сказываются на работе биологических часов. При таких условиях, увы, даже самый опытный часовщик в один прекрасный момент может не справиться с работой и произойдёт поломка всей системы. Приведём парочку советов, при соблюдении которых ваши биологические часы будут работать бесперебойно долгие годы.


В пасмурную погоду уличный свет ярче комнатного в 10 раз
Циркадный ритм и биологические часы
Источник: google.com. Роберто Себастьян Матта.

Возьмите за правило, по мере возможности, совершать ранние утренние прогулки между шестью и девятью часами. Именно в это время биологические часы наиболее восприимчивы к солнечным лучам. В зависимости от времени года интервал для утренних прогулок будет сдвигаться. Зимние утренние прогулки также будут идти на пользу всему организму. Не стоит их откладывать и пренебрегать ими. Разумеется, в лютый мороз и сильный ветер стоит повременить с прогулками, а вот пасмурная погода не повод их откладывать до лучших времён.

Работая в офисе, да ещё и вдали от естественного освещения, устраивайте себе перерывы и на 10-15 минут выбирайтесь на улицу. Используйте любую возможность, чтобы побывать на солнце даже в пасмурные дни. Солнечные лучи сильны и способны пробираться до поверхности Земли даже сквозь тучи.

Циркадный ритм и биологические часы
Источник: google.com. Роберто Себастьян Матта.

Если вы не мыслите прогулки без солнечных очков, то следует помнить что они не только защищают от излучения, но и блокируют естественный свет, который необходим для выработки гормонов и крепкого сна. Следует помнить и о том, что солнцезащитные очки с некачественной UV-защитой порой приносят больше вреда, чем пользы. Замечали эффект, что на ярком солнце зрачки сужаются и тем самым оберегают глаза от излишнего излучения. А когда вы одеваете очки с некачественной защитой, зрачки широко открываются и впускают ещё больше излучения.

Иногда так бывает, что человек вынужден проводить в закрытом помещении большую часть времени. В этом случае на помощь придут специальные лампы, гаджеты, имитирующие дневной свет. Процедуры под такими лампами назначают людям для лечения депрессии, которая часто бывает в пасмурные зимние месяцы. Польза от ламп кончено есть, однако солнечные лучи ничто не заменит. Тридцатиминутная прогулка даже в пасмурный день принесёт всё же больше пользы.

Циркадный ритм и биологические часы
Источник: google.com. Роберто Себастьян Матта.

Рекомендуем приведённые в данной статье советы объединить с другими, чтобы повысить качество сна и начать замечать улучшения настроения, здоровья и жизни в целом. Соблюдая столь нехитрые советы, ваши биологические часы будут работать бесперебойно долгие годы. В следующий раз продолжим изучать тему сна и пополним копилку с советами.


# здоровье

Закладки
Чёрная смерть Средневековья

Чёрная смерть Средневековья


«Как много храбрых мужчин и красивых женщин ... сидело утром за трапезой вместе со своими семьями, товарищами и друзьями, а когда наступил вечер, они уже ужинали со своими праотцами на том свете!» — Джованни Боккаччо.


В XIV веке мир поразила самая ужасная из известных эпидемий в истории человечества — чума или «чёрная смерть», бушевавшая от Китая до Европы и оставлявшая после себя миллионы трупов. У трети населения Европы чума начиналась с кольцевидных кожных высыпаний, а название «чёрная смерть» чума получила из-за кровоподтёков, которые образовывали чёрные пятна. Протекала чума у всех по-разному.

Распространённой была бубонная чума, получившая название из-за появлявшихся у больных гематом в паху и подмышечных впадинах. Вслед за гематомами проявлялись рвота и лихорадка, которые в большинстве случаев заканчивались летальным исходом. Ходили по Европе также лёгочная чума, передававшаяся воздушно-капельным путём и поражавшая лёгкие, и чума, вызывавшая заражение крови и убивавшая за один день. В исторических документах сохранился стишок, который чаще всего повторяли дети:


Расцвечена вся рожица букетами из роз. Ну-ка, кыш! Ну-ка, кыш! Мы все сейчас упадём

Историки-исследователи полагают, что очагом эпидемии мог выступать Китай, а точнее купцы из него, которые носили меховую одежду, заражённую чумными блохами. Шествие чумы по планете началось с китайских купцов и переместилось в Западную Азию, а затем захватило весь шёлковый путь.

Чёрная смерть Средневековья
Источник: google.com.

В Европу чума попала в 1347 году, с осады крымскими татарами крымского портового города Каффы, ныне Феодосия. В «тёмные века» население города в основном составляли итальянские купцы и когда началась массовая гибель людей от чумы итальянцы побежали на родину — в Геную, Венецию и Мессину.

Стоит заметить, что среди крымских татар уже свирепствовала чума и хан Джанибек использовал это как преимущество — он приказал своим людям катапультировать чумные трупы через городские стены, чтобы заразить жителей города. Применённая стратегия дала быстрые результаты, превосходящие все ожидания хана.

Чёрная смерть Средневековья
Источник: google.com.

С этого момента чума начала свирепствовать в Европе. В конце 1347 года эпицентр чумы оказался в итальянских городах, менее чем через полгода чума достигла Парижа — в июне 1348 года. Летом этого же года дошла она до портов юго-западной Англии. В начале 1349 года «чёрная смерть» обрушилась на Лондон, а на Шотландию в декабре этого же года. Не остановило чуму и Северное море. Перебравшись через него она свирепствовала весь 1350 год в Скандинавии, а оттуда двинулась на юг и восток, сделав полный круг. К 1352 году можно было выдохнуть, худшее было позади.

Причины возникновения чумы были неизвестны вплоть до конца XIX века. В 1890-х годах французский учёный Александр Ерсин исследовал вспышку чумы в Гонконге и обнаружил её возбудителя — бактерию Pasteurella pestis, которая в естественных условиях встречается у некоторых грызунов. Все формы «чёрной смерти» вызываются данной бактерией, которая распространяется крысиной блохой Xenopsylla cheopis.

Чёрная смерть Средневековья
Источник: google.com.

Процесс заражения выглядит так: блоха кусает животного, носителя чумной бактерии и заражается сама. В блохе бактерии стремительно размножаются и забивают у неё пищеварительный тракт. Блоха делает новый укус и в кровоток хозяина попадает новая порция бактерий, запускается механизм заражения. Но самое интересное это то, что у самих грызунов есть иммунитет против данных бактерий.

Иммунитет от чумы у грызунов и способствовал тому, что обширная популяция чёрных крыс в порту города Каффа и создала идеальные условия для размножения чумной бактерии. Крысы спокойно жили на кораблях и таким образом они быстро доставили чуму в Европу, где были идеальные условия для разрастания эпидемии.

Устойчивый экономический рост в Европе, начавшийся около 1000 года продолжался и к середине XIV столетия увеличил численность населения в европейских странах. Города стремительно разрастались, а с ними разрасталась и ужасающая нищета и антисанитария. Улицы городов становились идеальным местом для размножения крыс и блох — мусор и нечистоты заполонили немощеные дороги.

Чёрная смерть Средневековья
Источник: google.com.

Парадокс в том, что несмотря на экономический рост, европейские страны находились в сильной зависимости от сельского хозяйства и случавшиеся неурожаи сильно влияли на экономику, приводили её к упадку. Неурожаи в XIV столетии случались чаще, чем в прошлые века. Влияли на это такие факторы, как ухудшение климата — зимы стали холоднее, а летние сезоны короче; усугубилось положение и из-за войн — в 1337 году началась Столетняя война между Англией и Францией.

Неурожаи и войны привели население Европы к частому голоду, который в дальнейшем привёл к снижению иммунитета — человеческий организм стал слаб и чаще подвергался болезням, а тут и чума постучала в каждые двери. Не щадила «чёрная смерть» никого, косила и богатых горожан, и нищих, и деревенских жителей, и служителей церкви.

Чума нарушала обычный порядок вещей, влияла на социальные связи. Здоровые люди бежали от больных, родители бросали детей. Люди объединялись либо в аскетичные изолированные группы, либо коротали время в совместных оргиях. Сельское хозяйство, кормившее народ, пришло в упадок — поля не убирались, за скотом никто не следил. Во многих городах были распущены гражданские суды, монастыри обезлюдели, деревни покинуты и разрушены.

Чёрная смерть Средневековья
Источник: google.com.

Общество оказалось бессильным перед чумой. Никто не знал, чем вызывается и как распространяется «чёрная смерть». Однако были люди, которые случайным образом подошли очень близко к решению проблемы. Решением таким была изоляция, хотя добиться её было очень сложно — поди попробуй изолировать блоху. Понятие «карантин» появилось вскоре после шествия чумы по планете. В 1383 году в Марселе были задержаны корабли на сорок дней на «карантин».


В переводе с итальянского quaranta означает сорок

В борьбе с чумой люди придумывали различные методы борьбы. Врачи, например, посещали пациентов в специальных масках с длинным клювом, в котором находились специи. Носили врачи с собой постоянно окуриватели и прижигатели. Самым причудливым методом борьбы с чумой был изобретён флагеллантами. Приняв обед флагелланты должны были хлестать себя плетью три раза в день на протяжении тридцати трёх дней — по одному дню за каждый год жизни Христа. На фоне бушевавшей чумы, зрелище выглядело ужасающе.

Чёрная смерть Средневековья
Источник: google.com.

Флагелланты постоянно перемещались из города в город и их процессии насчитывали порой до тысячи человек. Представьте, как с песнопениями в город входит большая группа людей в чёрных рясах. Люди раздеваются по пояс и подставляют тела под бич, состоящий из нескольких ремней с металлическими наконечниками. Процесс самобичевания проходил под церковные гимны. Чаще всего флагелланты умирали от полученных ран, так как им было запрещено мыться.

В 1352 году пандемия чумы стала сходить на нет, оставляя после себя руины и опустошение. «Чёрная смерть» в Европе унесла жизни двадцати пяти миллионов человек. Потребовалось сто пятьдесят лет, чтобы численность населения достигла прежнего уровня. Вспышки чумы после этого продолжались не раз в разных странах вплоть до XIX века, но были уже не столь глобальными. И по сей день ежегодно чумой заражается несколько сот людей, но благодаря современной медицине, умирают единицы. Сегодня лишь глобальная катастрофа может возродить «чёрную смерть» в массовых масштабах средневековья.


# события

Закладки