Меню Поиск по сайту

лента

Выбрать категорию
Ян Вермеер — мастер света и тени

Ян Вермеер — мастер света и тени


Ярким художником «Золотого голландского века» и самым талантливым в «Гильдии Святого Луки» был Ян Вермеер.


Первое свидетельство о рождении прославленного на века художника появилось в книге регистрации крещений церкви Ньиве Керк, что в городе Делфт, 31 октября 1632 года. Родился художник в зажиточной семье портного Рейнир Янсон. О достатке семьи свидетельствует и то, что жила семья на главной площади Делфта, держала постоялый двор, а глава семейства занимался ещё и шёлкоткачеством.

О жизни Яна Вермеера известно очень мало. Исследователям творчества и жизни великого художника не удалось достоверно восстановить информацию ни о его детстве, ни о юности. Достоверно известно лишь, что Вермеер венчался с Катариной Болнес 21 апреля 1653 года. В декабре этого же года художник был принят в гильдию Святого Луки. Отметим, что главным условием вступления в гильдию было шесть лет обучения живописи у мастера, состоявшего в гильдии. Следовательно, художник получил образование живописца.

Ян Вермеер — мастер света и тени
Источник: google.com. Ян Вермеер, «Улица в Делфте», около 1657 — 1659 годов.

Однако до настоящего времени так и не установлено кто являлся учителем Вермеера, но с уверенностью можно сказать, что большое влияние на творчество мастера оказал голландский художник Карел Фабрициус. Кроме того, исследователи полагают, что Вермеер был лично знаком с живописцами Яном Стеном, Питером де Хохом, Герардом Терборхом, манера письма которых была близка художнику.

Последнее документальное свидетельство о великом художнике было сделано в церкви Ауде Керк — 15 декабря 1675 года здесь был похоронен живописец. Однако, хотя биографические сведения о Вермеере и скудны, его творчество намного красноречивее и рассказывает о жизни художника и его современников.

Ян Вермеер — мастер света и тени
Источник: google.com. Ян Вермеер, «Молочница», 1658 — 1660 года.

В XVII веке мир погрузился в научные и географические открытия. Наука всё больше занимала умы европейцев, отодвигая религиозно-христианское бытие на задний план. Вселенная всё меньше и меньше воспринималась как чудо и творение Божие. Пугающие, неизведанные и непонятные явления окружающего мира стали открываться человеку благодаря физике и географии.

Разумеется религия по-прежнему имела своё историческое значение, но чаще на поле политических интриг, нежели в жизнях простых людей. На первое место вышли чуткое восприятие окружающей природы и предметы быта повседневной жизни. Именно поэтому в Голландии стали популярны жанры морских пейзажей, интерьеры и натюрморт.

Ян Вермеер — мастер света и тени
Источник: google.com. Ян Вермеер, «Урок музыки», 1662 год.

Благодаря этому в изобразительном искусстве была предпринята попытка передачи тона и фактуры предметов при различном освещении. Истинным мастером света был Ян Вермеер. Произведения мастера наполнены многочисленными бликами, делающими каждую деталь произведения яркой, словно искрящаяся драгоценность.

Другой отличительной особенностью в голландской живописи XVII века было изображение бытовых сценок из жизни простых людей. Картины Вермеера показывают повседневные дела крестьян и горожан в полной мере и без лишних слов, но с учётом аллегорических значений на первый взгляд самых непримечательных деталей. Особое внимание художник акцентировал на психологическом состоянии персонажей в минуту раздумий и отдыха.

Ян Вермеер — мастер света и тени
Источник: google.com. Ян Вермеер, «Географ», 1668 — 1669 год.

Изучение полотен Вермеера показало, что в натюрмортах, которые встречаются практически в каждом произведении, мастер применял способ наложения мазка, не свойственный ни одному из его современников. Исследователи до сих пор не могут разгадать для чего Вермеер писал мелкими точечными ударами кисти, которые были на столько мелкими, что разглядеть их можно лишь с очень близкого расстояния.

Существует две гипотезы почему художник использовал такую технику написания натюрмортов. Первая предполагает, что художник опасался подделок и надеялся, что воспроизвести его метод никто не сможет. Стоит отметить, что художник не ошибся в своих опасениях. В истории есть примеры, когда другие люди писали картины и выдавали свои произведения за шедевры гения.

Другая гипотеза также имеет место быть и связана она с известным учёным Антони ван Левенгуком, который работал в области молекулярного строения вещества. По мнению учёного материя состоит из точек, которые он называл «глобул». Исследователи полагают, что Вермеер верил в то, что воссоздавая точечную структуру при написании полотен, он творит живописный мир так же, как и Бог.

Ян Вермеер — мастер света и тени
Источник: google.com. Ян Вермеер, «Девушка, читающая письмо у окна», около 1657 года.

Установлено, что работая над произведениями, Ян Вермеер использовал камеру-обскуру. Подтверждением тому являются произведения мастера. Если взглянуть на мир через окошечко камеры, то окружающая действительность воспринимается именно с такими бликами, как и на полотнах великого художника. Например, «Спящая молодая женщина», около 1656 — 1657 годов.

Игра света и тени на полотнах Яна Вермеера впервые появилась в картине «Девушка, читающая письмо у окна», около 1657 года. С этого момента живописец будет использовать найденный композиционный приём и в других произведениях. Будут меняться девушки и интерьер, но неизменной останется композиция — изображённая героиня лицом к окну.

Ян Вермеер — мастер света и тени
Источник: google.com. Ян Вермеер, «Девушка с жемчужной серёжкой», около 1665 — 1666 год.

Отличительной особенностью произведений Вермеера было изображение на стенах комнат географических карт, на некоторых из них даже узнаваемы очертания суши и морей. И это не случайно, на тот момент времени Голландия была истинной морской державой, где активно издавались карты.

Стоит заметить, что круг сюжетов основных произведений художника узок. В отличие от итальянских и фламандских мастеров, изображавших на полотнах активное действие, Вермеер показывал зрителю мир созерцателей. Несмотря на то, что Ян Вермеер за свою жизнь создал не столь много произведений, исследователи искусства признают его единственным живописцем, в творчестве которого столь высокий процент шедевров.


# искусство

Закладки