Меню Поиск по сайту

лента

Выбрать категорию
Кузьма Петров-Водкин — художник или писатель

Кузьма Петров-Водкин — художник или писатель


«Раз человеком вещь сделана — в ней трудного для другого человека не должно быть» — Кузьма Сергеевич Петров-Водкин, «Хлыновск».


Великая русская река Волга подарила миру многих выдающихся живописцев, среди которых есть и фигура первой величины в живописи XX века — Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина.

Родился великий художник 24 октября, по новому стилю 5 ноября, 1878 года на высоком правом берегу Волги, который в то время был окружён лесистыми взгорьями, меловыми холмами и яблоневыми садами. Родился будущий великий художник в семье сапожника Сергея Фёдоровича Водкина.

Кузьма Петров-Водкин — художник или писатель
Источник: google.com. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. «Семья за столом». 1902 год.

Ранние годы мальчика прошли в окружении любящих его родителей и бабушек, трепетные чувства к которым он сохранил на всю жизнь. Особенные и сильные чувства он испытывал к матери, подтверждением чему являются образы материнства на всех полотнах художника. Ранняя работа Кузьмы Петрова-Водкина как раз была на тему семьи и написана художником во времена студенчества в 1902 году — «Семья за столом». Картина получила признание и была отмечена большой серебряной медалью.

«Талантливый человек, талантлив во всём» не устанем повторять о всех выдающихся личностях. Петров-Водкин безусловно имеет к этому прямое отношение. Помимо таланта живописца он обладал безусловным литературным даром. Воспоминания Кузьмы Сергеевича запечатлены в его автобиографических повестях — «Хлыновск» 1930 года, «Пространство Эвклида» 1933 года, ранний очерк «Самаркандия» 1923 года и другие. В энциклопедиях так и написано: «Кузьма Сергеевич Петров-Водкин — художник и писатель».

Кузьма Петров-Водкин — художник или писатель
Источник: google.com. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. «Сон». 1910 год.

Серьёзные навыки в рисовании проявились у художника в малом возрасте. В автобиографии он описал случай, произошедший однажды на каком-то уроке, который свидетельствует об удивительном таланте мальчика и его зоркости зрения. Маленький сын сапожника, учащийся в обычной школе, никак не мог знать об особом жанре натюрморта — trompe l’oeil.


Trompe l’oeil, «обманка» — картины, настолько правдиво передающие предмет, что поначалу воспринимаются как собственно сам предмет
Кузьма Петров-Водкин — художник или писатель
Источник: google.com. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. «Мать». 1915 год.

Первые художественные впечатления будущий художник получил от встречи с иконами новгородского письма в старообрядческом доме своего приятеля и от ярких, цветных рисунков песенного-сказочного содержания, которые создавал при мальчике старик караульщик Андрей Кондратыч, сосед и друг семьи. Вот как описывает это Кузьма Сергеевич в «Хлыновске»:

Первая для меня встреча с чистым народным стилем в графическом выражении была на этих рисунках Андрея Кондратыча, этого несомненного художника народных толщ с их эпичностью, юмором, провидчеством и положительным приниманием жизни.

Кузьма Петров-Водкин — художник или писатель
Источник: google.com. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. «Скрипка». 1916 год.

В школьные годы Петров-Водкин познакомился с двумя хвалынскими иконописцами — старовером Филиппом Парфенычем и монахом Варсонофием. В дальнейшем стиль русской иконописи оказал значительное влияние на почерк мастера и нашёл очень интересное преломление.

В автобиографии художник описывает ещё одну раннюю встречу, которая имела немаловажное значение — встреча с «живописцем-вывесочником». У живописца вывесок будущий художник увидел кардинальное отличие в работах, как писал сам Петров-Водкин: «... палитру красок — голых, базарных, вздорящих между собою».

Кузьма Петров-Водкин — художник или писатель
Источник: google.com. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. «Черёмуха в стакане». 1932 год.

Встречи несомненно оказали важное значение на творческую судьбу художника, они раскрыли перед мальчиком разные грани искусства изображения и показали несхожесть отношений мастеров к краскам и ремеслу в целом. Впечатление от увиденного ещё больше подтолкнуло мальчика к рисованию. В ту раннюю пору художник сделал первые самостоятельные пробы — написал иконы и пейзажи масляными красками.

В 1893 году будущий художник окончил школу в Хвалынске и отправился поступать учиться в Самару. К слову о поступлении, будущий художник и мыслей не держал о профессиональной живописной деятельности. В Самаре Кузьма Сергеевич направлялся поступать в железнодорожное училище. Он уже шёл на экзамен, как на глаза попалось объявление о «Классах живописи и рисовании».

Испытания в училище он не прошёл, а вот в классы живописи он был зачислен с первого раза. Руководитель классов Фёдор Емельянович Буров, имевший статус «императорского художника первой степени», тепло отнёсся к юному живописцу. Однако в 1895 году Кузьма Сергеевич был вынужден вернуться домой незакончив учёбу — умер Буров.

Кузьма Петров-Водкин — художник или писатель
Источник: google.com. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. «Играющие мальчики». 1911 год.

В скором времени после возвращения домой будущего великого художника ожидала ещё одна важная встреча. Мать Петрова-Водкина в то время работала горничной у хозяйки, у которой была состоятельная петербургская сестра, решившая выстроить под Хвалынском дачу. В этих целях был приглашён преуспевающий придворный архитектор Роберт-Фридрих Мельцер. И так удачно сложилось, что архитектору показали работы Петрова-Водкина, выросшего на глазах хозяев дома.

Творения молодого художника вызвали восторг у Мельцера и он вызвался помочь поступить Кузьме в учебное заведение в Петербурге. Сестра хозяйки — петербургская дама Юлия Ивановна Казарина обещала со своей стороны материальную поддержку юноше. В дальнейшем они ещё долго оказывали помощь художнику, которая постепенно стала выражаться в подыскивании заказов для подопечного.

В 1895 году Петров-Водкин поступил в Центральное училище технического рисования, основанное бароном Александром Людвиговичем Штиглицем. Однако рассказ о творчестве и судьбе великого художника продолжим в следующей статье.


# искусство

Закладки