Все сервисы Личный кабинет
Индивидуальное видение мира Петрова-Водкина

Индивидуальное видение мира Петрова-Водкина


«Искусство — движение человека, его вечный путь, вечная борьба за новые и новые откровения» — Кузьма Сергеевич Петров-Водкин.


В 1895 году в Петербурге Кузьма Сергеевич Петров-Водкин поступил в Центральное училище технического рисования, основанное Александром Людвиговичем Штиглицем. Училище представляло собой по-немецки строгое художественно-промышленное заведение, в котором готовили мастеров прикладного искусства. Соответственно и предметы в училище были более техническими — черчение, обмеры, рисование орнаментов, отмывка. В училище Штиглица продвигались такие качества, как аккуратность и точное копирование образцов.

В первое время художник проявлял к обучению большой интерес и энтузиазм, узнавал новые горизонты искусства и художественного ремесла, о которых и не подозревал ранее. Однако в скором времени пыл к учёбе стал угасать, художник перестал получать удовлетворение от процесса обучения, так как мир живописи был далёк от образовательной концепции училища Штиглица.

Индивидуальное видение мира Петрова-Водкина
Источник: google.com. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. «Портрет мальчика». 1913 год.

Отдушиной в училище в Петербурге для художника были Эрмитаж, Академия художеств, дворцы, набережные и проспекты. Духовная атмосфера Петербурга сильно повлияла на формирование художественных вкусов и принципов будущего великого художника и, всё более утверждаясь в собственных взглядах, Петров-Водкин оставил учёбу в Петербурге. В 1897 году он переехал в Москву, где начал заниматься в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

Обучение в училище Петров-Водкин начал в удачный момент — учить искусству живописи начали новые мастера. В 1897 году стал преподавать Валентин Александрович Серов, кумир учащихся, в следующем году к нему присоединились Исаак Ильич Левитан, Павел Петрович Трубецкой, а затем и Константин Алексеевич Коровин. Обновлению училища способствовали и ученики — Павел Варфоломеевич Кузнецов, Мартирос Сергеевич Сарьян, Михаил Фёдорович Ларионов, Илья Иванович Машков.

Индивидуальное видение мира Петрова-Водкина
Источник: google.com. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. «В детской». 1925 год.

Уделял внимание Петров-Водкин и общему образованию, интересовался физикой, химией, астрономией, продолжал обучение игре на скрипке. Однако особое внимание художник уделял литературе, которой он занимался на равне с живописью, а иногда отводил ей и первостепенное место.

В начале XX столетия, на заре нового времени, художник стал глубоко задумываться о собственном месте в культурном процессе. Всё чаще художника посещали мысли, а той или дорогой он идёт. Вот как сам писал Петров-Водкин об этом:

Недодумь и недоощупь — это и есть искусство. Томился я, терял самообладание, с отчаянием спрашивал себя: сдаться или нет, утерплю иль не вытерплю зазыва в символизм, в декаданство, в ласкающую жуть неопределённости.

Индивидуальное видение мира Петрова-Водкина
Источник: google.com. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. «Париж. Нотр-Дам». 1924 год.

Размышляя о процессе к художнику пришла идея «бежать из Москвы» на велосипеде, который вошёл в моду. Маршрут был следующим: Москва, Варшава, Бреславль, Мюнхен и Генуя. Больше всего художника интересовал Мюнхен, в котором он оказался в 1901 году, и Частная школа рисования Антона Ашбе, где обучалась большая интернациональная группа молодых художников. Прочитать об этом периоде можно в «Пространства Эвклида». Приняв во внимание и переосмыслив увиденное Петров-Водкин пошёл своим путём.

Завершился велосипедный тур художника в Москве, где он поступил в мастерскую Валентина Александровича Серова. Правда в скором времени, летом 1902 года, художник с друзьями уехал в Саратов расписывать церковь Казанской Иконы Божией Матери. К выполнению заказа Петров-Водкин приступил с большим энтузиазмом и под впечатлением от заграничной поездки. Образы и сюжеты в церкви были выполнены настолько неканонично, что вызвали раздражение у церковных властей. В результате работа художников была уничтожена, а Кузьма Сергеевич вернулся в Москву.

Индивидуальное видение мира Петрова-Водкина
Источник: google.com. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. «Яблоки». 1917 год.

В 1905 году художник окончил училище и осенью 1905 года в Одессе началось его новое путешествие, которое закончилось восхождением на Везувий. Четыре месяца путешествовал он по Италии и посетил Венецию, Флоренцию, Рим, Неаполь, Геную, Милан. Образы Италии в дальнейшем отобразись и в творчестве великого художника.

Вернувшись из Италии Петров-Водкин ещё сильней увлёкся писательством. В 1906 году его пьеса «Жертвенные» была поставлена и имела успех. Успех окрылил автора и вызвал сомнение, чем же заниматься дальше, чему отдать предпочтение — литературе или живописи. Однако в апреле 1906 года Петров-Водкин отправился в Париж совершенствовать мастерство в живописи. Франция стала для художника важной школой практической работы и приобщила его к современному западноевропейскому искусству, что и отразилось в дальнейших работах.

Индивидуальное видение мира Петрова-Водкина
Источник: google.com. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. «Первая демонстрация (Семья рабочего в первую годовщину Октября)». 1927 год.

Стиль художника проявился в работе «Купание красного коня», в которой отразились живописные приёмы. Произведение резко выделило мастера из круга крупных художников начала XX столетия и поставило в отдалении от течений и направлений того времени. Полотно было показано на выставке «Мир искусства» не в общей экспозиции, а над входной дверью, как своего рода знамя. Для одних полотно являлось манифестом, для других — целью для острой критики. Поражённый картиной молодой Сергей Есенин написал следующие строки:

Я теперь скупее стал в желаньях.
Жизнь моя, иль ты приснилась мне.
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.

В творчестве Петрова-Водкина главной темой непременно остаётся человек. Художник создал собственный тип портрета, разработал творческий стиль и метод, который получил название «сферической перспективы». Особенности метода в общих чертах выражены в следующих моментах: вид на натуру изображён несколько сверху и сбоку, при этом горизонтальные полоски круглятся и словно развёртываются в глубину, а вертикали становятся веерообразными расходящимися наклонными линиями. Важным аспектом в творчестве является и концепция цвета, сочетание цветов.

Индивидуальное видение мира Петрова-Водкина
Источник: google.com. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. «Новоселье (Рабочий Петроград)». 1937 год.

Важной темой в творчестве Петрова-Водкина была тема материнства, которая вошла в жизнь художника в момент написания «Купание красного коня». Образ женщины на полотнах художника обобщённый, собранный из детства на Волге, в глубинке России. В XX веке образ стал целостным, завершённым и остался непревзойдённым художественным выражением русского идеала женской красоты. В подчёркнуто русском стиле решена у мастера и тема материнства, в которой также чувствуется одухотворённость, целомудрие и жизненность. Все героини мастера представлены в истинно русском образе и почти на каждой картине присутствует образ дитя.

Февральская революция 1917 года подтолкнула Петрова-Водкина к общественной деятельности. Вместе с Фёдором Шаляпиным, Александром Бенуа, Мстиславом Добужинским, Николаем Рерихом и Владимиром Щуко художник вошёл в состав Особого совещания по делам искусства, которым руководил Максим Горький.

Летом 1921 года Главный комитет по делам музеев и охране памятников искусства, старины и природы совместно с Российской Академией истории материальной культуры организовал поездку в Туркестан. Четыре месяца там провёл художник и привёз оттуда большую серию работ маслом, множество рисунков и акварелей. Итогом поездки стал написанный художником очерк «Самаркандия».

Индивидуальное видение мира Петрова-Водкина
Источник: google.com. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. «Смерть комиссара». 1928 год.

В поздний период своего творчества, в конце 1920-х — начале 1930-х годов, мастер принимал участие в больших выставках в стране и за рубежом. В 1931 году ему присвоили звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. Последние полотна мастера отмечены реализмом, который стал называться социалистическим. Отличным доказательством той эпохи являются картины «Новоселье (Рабочий Петроград)», «Первая демонстрация (Семья рабочего в первую годовщину Октября)», «Рабочие» и другие.

Осенью 1938 года Петров-Водкин принял приглашение на оформление задуманного Дворца Советов, но планам не суждено было осуществиться. Художник был болен туберкулёзом и болезнь быстро прогрессировала. В ночь с 14 на 15 февраля 1939 года великого художника не стало.


Next