Меню Поиск по сайту

лента

Выбрать категорию
Индивидуальное видение мира Петрова-Водкина

Индивидуальное видение мира Петрова-Водкина


«Искусство — движение человека, его вечный путь, вечная борьба за новые и новые откровения» — Кузьма Сергеевич Петров-Водкин.


В 1895 году в Петербурге Кузьма Сергеевич Петров-Водкин поступил в Центральное училище технического рисования, основанное Александром Людвиговичем Штиглицем. Училище представляло собой по-немецки строгое художественно-промышленное заведение, в котором готовили мастеров прикладного искусства. Соответственно и предметы в училище были более техническими — черчение, обмеры, рисование орнаментов, отмывка. В училище Штиглица продвигались такие качества, как аккуратность и точное копирование образцов.

В первое время художник проявлял к обучению большой интерес и энтузиазм, узнавал новые горизонты искусства и художественного ремесла, о которых и не подозревал ранее. Однако в скором времени пыл к учёбе стал угасать, художник перестал получать удовлетворение от процесса обучения, так как мир живописи был далёк от образовательной концепции училища Штиглица.

Индивидуальное видение мира Петрова-Водкина
Источник: google.com. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. «Портрет мальчика». 1913 год.

Отдушиной в училище в Петербурге для художника были Эрмитаж, Академия художеств, дворцы, набережные и проспекты. Духовная атмосфера Петербурга сильно повлияла на формирование художественных вкусов и принципов будущего великого художника и, всё более утверждаясь в собственных взглядах, Петров-Водкин оставил учёбу в Петербурге. В 1897 году он переехал в Москву, где начал заниматься в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

Обучение в училище Петров-Водкин начал в удачный момент — учить искусству живописи начали новые мастера. В 1897 году стал преподавать Валентин Александрович Серов, кумир учащихся, в следующем году к нему присоединились Исаак Ильич Левитан, Павел Петрович Трубецкой, а затем и Константин Алексеевич Коровин. Обновлению училища способствовали и ученики — Павел Варфоломеевич Кузнецов, Мартирос Сергеевич Сарьян, Михаил Фёдорович Ларионов, Илья Иванович Машков.

Индивидуальное видение мира Петрова-Водкина
Источник: google.com. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. «В детской». 1925 год.

Уделял внимание Петров-Водкин и общему образованию, интересовался физикой, химией, астрономией, продолжал обучение игре на скрипке. Однако особое внимание художник уделял литературе, которой он занимался на равне с живописью, а иногда отводил ей и первостепенное место.

В начале XX столетия, на заре нового времени, художник стал глубоко задумываться о собственном месте в культурном процессе. Всё чаще художника посещали мысли, а той или дорогой он идёт. Вот как сам писал Петров-Водкин об этом:

Недодумь и недоощупь — это и есть искусство. Томился я, терял самообладание, с отчаянием спрашивал себя: сдаться или нет, утерплю иль не вытерплю зазыва в символизм, в декаданство, в ласкающую жуть неопределённости.

Индивидуальное видение мира Петрова-Водкина
Источник: google.com. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. «Париж. Нотр-Дам». 1924 год.

Размышляя о процессе к художнику пришла идея «бежать из Москвы» на велосипеде, который вошёл в моду. Маршрут был следующим: Москва, Варшава, Бреславль, Мюнхен и Генуя. Больше всего художника интересовал Мюнхен, в котором он оказался в 1901 году, и Частная школа рисования Антона Ашбе, где обучалась большая интернациональная группа молодых художников. Прочитать об этом периоде можно в «Пространства Эвклида». Приняв во внимание и переосмыслив увиденное Петров-Водкин пошёл своим путём.

Завершился велосипедный тур художника в Москве, где он поступил в мастерскую Валентина Александровича Серова. Правда в скором времени, летом 1902 года, художник с друзьями уехал в Саратов расписывать церковь Казанской Иконы Божией Матери. К выполнению заказа Петров-Водкин приступил с большим энтузиазмом и под впечатлением от заграничной поездки. Образы и сюжеты в церкви были выполнены настолько неканонично, что вызвали раздражение у церковных властей. В результате работа художников была уничтожена, а Кузьма Сергеевич вернулся в Москву.

Индивидуальное видение мира Петрова-Водкина
Источник: google.com. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. «Яблоки». 1917 год.

В 1905 году художник окончил училище и осенью 1905 года в Одессе началось его новое путешествие, которое закончилось восхождением на Везувий. Четыре месяца путешествовал он по Италии и посетил Венецию, Флоренцию, Рим, Неаполь, Геную, Милан. Образы Италии в дальнейшем отобразись и в творчестве великого художника.

Вернувшись из Италии Петров-Водкин ещё сильней увлёкся писательством. В 1906 году его пьеса «Жертвенные» была поставлена и имела успех. Успех окрылил автора и вызвал сомнение, чем же заниматься дальше, чему отдать предпочтение — литературе или живописи. Однако в апреле 1906 года Петров-Водкин отправился в Париж совершенствовать мастерство в живописи. Франция стала для художника важной школой практической работы и приобщила его к современному западноевропейскому искусству, что и отразилось в дальнейших работах.

Индивидуальное видение мира Петрова-Водкина
Источник: google.com. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. «Первая демонстрация (Семья рабочего в первую годовщину Октября)». 1927 год.

Стиль художника проявился в работе «Купание красного коня», в которой отразились живописные приёмы. Произведение резко выделило мастера из круга крупных художников начала XX столетия и поставило в отдалении от течений и направлений того времени. Полотно было показано на выставке «Мир искусства» не в общей экспозиции, а над входной дверью, как своего рода знамя. Для одних полотно являлось манифестом, для других — целью для острой критики. Поражённый картиной молодой Сергей Есенин написал следующие строки:

Я теперь скупее стал в желаньях.
Жизнь моя, иль ты приснилась мне.
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.

В творчестве Петрова-Водкина главной темой непременно остаётся человек. Художник создал собственный тип портрета, разработал творческий стиль и метод, который получил название «сферической перспективы». Особенности метода в общих чертах выражены в следующих моментах: вид на натуру изображён несколько сверху и сбоку, при этом горизонтальные полоски круглятся и словно развёртываются в глубину, а вертикали становятся веерообразными расходящимися наклонными линиями. Важным аспектом в творчестве является и концепция цвета, сочетание цветов.

Индивидуальное видение мира Петрова-Водкина
Источник: google.com. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. «Новоселье (Рабочий Петроград)». 1937 год.

Важной темой в творчестве Петрова-Водкина была тема материнства, которая вошла в жизнь художника в момент написания «Купание красного коня». Образ женщины на полотнах художника обобщённый, собранный из детства на Волге, в глубинке России. В XX веке образ стал целостным, завершённым и остался непревзойдённым художественным выражением русского идеала женской красоты. В подчёркнуто русском стиле решена у мастера и тема материнства, в которой также чувствуется одухотворённость, целомудрие и жизненность. Все героини мастера представлены в истинно русском образе и почти на каждой картине присутствует образ дитя.

Февральская революция 1917 года подтолкнула Петрова-Водкина к общественной деятельности. Вместе с Фёдором Шаляпиным, Александром Бенуа, Мстиславом Добужинским, Николаем Рерихом и Владимиром Щуко художник вошёл в состав Особого совещания по делам искусства, которым руководил Максим Горький.

Летом 1921 года Главный комитет по делам музеев и охране памятников искусства, старины и природы совместно с Российской Академией истории материальной культуры организовал поездку в Туркестан. Четыре месяца там провёл художник и привёз оттуда большую серию работ маслом, множество рисунков и акварелей. Итогом поездки стал написанный художником очерк «Самаркандия».

Индивидуальное видение мира Петрова-Водкина
Источник: google.com. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. «Смерть комиссара». 1928 год.

В поздний период своего творчества, в конце 1920-х — начале 1930-х годов, мастер принимал участие в больших выставках в стране и за рубежом. В 1931 году ему присвоили звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. Последние полотна мастера отмечены реализмом, который стал называться социалистическим. Отличным доказательством той эпохи являются картины «Новоселье (Рабочий Петроград)», «Первая демонстрация (Семья рабочего в первую годовщину Октября)», «Рабочие» и другие.

Осенью 1938 года Петров-Водкин принял приглашение на оформление задуманного Дворца Советов, но планам не суждено было осуществиться. Художник был болен туберкулёзом и болезнь быстро прогрессировала. В ночь с 14 на 15 февраля 1939 года великого художника не стало.


# искусство

Закладки
Здесь будет реклама
История и судьба ёлочной игрушки

История и судьба ёлочной игрушки


«Переняв, через Питер, от немцев обычай готовить детям к Рождеству разукрашенную, освещённую ёлку, мы зовём так иногда и самый день ёлки, сочельник» — Владимир Даль, толкование слова «ель», «Толковый словарь великорусского языка», 1863 — 1866 год.


Но, что значит ёлка без украшения, без главного атрибута нового года — ёлочной игрушки. Безусловно, без игрушек можно легко обойтись, но сколько радостных мгновений и счастливых минут было бы безвозвратно утеряно. Лишив себя возможности в праздничные дни наблюдать ёлку во всём её нарядном великолепии и убранстве, мы лишаем себя чудес, волшебства и сказки, которых порой так не хватает в повседневной жизни.

История России наглядно подтвердила, что без нарядно украшенной игрушками, гирляндами и хлопушками, новогодней ёлки жизнь тосклива и уныла. После кровавых событий в стране, закончившихся в 1917 году революцией, ёлочные игрушки были то жестоко гонимы властью, то всячески ею поощряемы, то отчаянно критиковались, то широко пропагандировались как элементы новой советской праздничной культуры.

История и судьба ёлочной игрушки
Источник: google.com.

Однако именно в советское время в СССР сформировалась оригинальная, самобытная ёлочная игрушка, являющаяся важной частью культурного наследия советской эпохи. Безусловно, советская власть жёстко разграничила и противопоставила друг другу «буржуазно-дворянское» Рождество и советский Новый год, изменила смысловое содержание, однако форма ёлочных украшений явно намекала на традиции в праздничном быту.

История ёлочной игрушки в России интересна и сложна. В дореволюционной России ёлочная игрушка имела в основном подражательный характер и была доступна лишь высшим слоям общества. Да и производство игрушки, даже кустарное и полукустарное, было развито слабо и никак не могло выйти на уровень оригинальной эстетики.

История и судьба ёлочной игрушки
Источник: google.com.

Лишь в период между второй половины 1930-х — начала 1960-х годов ёлочная игрушка превратилась в массовую художественную и производственную продукцию. Однако удивителен тот факт, что в отличии от столичных украшений, ёлочная игрушка в провинции имела свою культуру, специфику, традиции и менталитет. В серии статей рассмотрим историю ёлочной игрушки, откуда она пришла в Россию, как приживалась и развивалась в многонациональной стране. А пока предлагаем ознакомиться с основными сведениями об ёлочных игрушках.

Новогодняя ёлка украшенная разноцветными, блестящими и переливающимися ёлочными игрушками, способна каждого человека погрузить в сказочный мир, вернуть в детство, которое сулит беззаботность, защищённость и надежду на лучшее. Именно в такие моменты кажется, что впереди тебя ждёт светлое будущее и исполнение самых заветных желаний. В волшебство Нового года верят все и дети, и взрослые. Нечто похожее описал Антон Павлович Чехов в одном из своих рассказов про «ёлку судьбу»:

... от низу до верху висят карьеры, счастливые случаи, подходящие партии, выигрыши, кукиши с маслом, щелчки по носу и прочее. Вокруг ёлки толпятся взрослые дети. Судьба раздаёт им подарки ...

История и судьба ёлочной игрушки
Источник: google.com.

Ёлочная игрушка, как главный атрибут Нового года, всегда должна быть прекрасной. Именно поэтому её создавали блестящей, сверкающей, сияющей и переливающейся. Такая игрушка отражает тёплый свет свечей и создаёт неповторимый домашний уют. Однако такой ёлочная игрушка была не всегда.

В период игрушечного дефицита второй половины 1930-х годов, а нередко и в дореволюционной России, ёлку украшали обычными детскими игрушками. Со временем ёлочные игрушки стали разделять по функциональному назначению, которые в свою очередь подразделялись следующим образом:

— игрушки, обеспечивающие общий вид ёлки: шары, звёзды, гирлянды, бусы, дождь и другие;
— игрушки для рассматривания: фигурки людей, птиц, животных и другие предметы;
— игрушки с движением, звуком и сюрпризом: хлопушки, игрушки с колокольчиками и другие;
— «вкусные» игрушки: апельсины, яблоки, орехи, конфеты и прочее;
— игрушки под ёлкой, например, дед Мороз и Снегурочка.

История и судьба ёлочной игрушки
Источник: google.com.

Разделялись игрушки и по материалу изготовления: игрушки из ваты, из папье-маше и пластичных масс, из желатина и воска, мишуры, из дерева и металла, стеклодувные игрушки и из литого стекла, сахарно-пряничные изделия и другие материалы. Из приведённого списка видно, что ёлочные украшения были не такими уж и хрупкими и могли храниться не только годами, но и десятилетиями.

Таким образом, сохранившиеся ёлочные игрушки становились своеобразными предметами-символами, семейными реликвиями, окутанными семейными мифами и историями. Украшения бережно хранились и передавались из поколения в поколение. До сих пор на домашних ёлках можно встретить и дореволюционные ёлочные украшения.

История и судьба ёлочной игрушки
Источник: google.com.

Ёлочная игрушка выступает не только символом нового года, но и является хранительницей истории большой страны и многих поколений людей. Ёлочная игрушка многое пережила, у неё есть своя история и судьба, свои почитатели и недоброжелатели, свои авторы и адресаты. В следующей статье познакомимся с историей дореволюционной ёлочной игрушки, откуда она пришла и какая судьба ей была уготована.


# факты

Закладки
Как париться веником в бане для здоровья и души

Как париться веником в бане для здоровья и души


«И до того себя дохлёстывают веником, что вылезают из бани едва живыми. Но, облившись холодной водой, оживают вновь» — древнерусская летопись.


Правильное использование веника в парилке настоящее искусство, известное далеко не каждому. Однако не будем расстраиваться, а продолжим изучать историю русской парной бани и всех сопутствующих ей правил и обрядов, подтверждённых научными исследованиями.

В серии статей мы познакомились с возникновением русской бани на Руси и с целебными и благоприятными свойствами, которые она оказывает на организм, а именно: помогает бороться со стрессами, оказывает благоприятное воздействие на сердечно-сосудистую систему, на органы дыхания, на кожный покров человека.

Продолжим знакомство с другими банными ритуалами, особенностями и правилами. Начнём, пожалуй, с того, как использовать веник в бане, какие есть приёмы его применения.

Как париться веником в бане для здоровья и души
Источник: google.com. Вирпи Пеккала, финская художница и иллюстратор.

Использовать веник в бане следует после второго захода в парилку, когда тело уже хорошо разогрето. Потрясающий эффект от применения веника будет, если париться вдвоём, по очереди массируя другу другу все части тела. Ну, или воспользоваться услугами профессионального банщика. Идеальное положение тела для того, кто парится — лёжа на скамье. Во-первых, так организм лучше расслабится, а во-вторых, температура окружающего воздуха будет одинаковой для всех частей тела. Ложиться следует на живот и желательно максимально расслабить все мышцы.

Если в парной вам не кому составить компанию и приходится париться одному, то ноги следует вытянуть вдоль скамьи. Берясь за веник следует помнить, что во всём надо знать меру. Стегать себя веником, что есть силы нельзя. Движения должны быть плавными и мягкими. Помните, что веником лишь нагнетается жар, едва касаясь тела. И, главное, веник всё время должен быть чуть-чуть влажным.

Как париться веником в бане для здоровья и души
Источник: google.com. Вирпи Пеккала, финская художница и иллюстратор.

Если в парной высокая температура, то размах движений следует делать осторожно. В районе головы веником и вовсе следует прекратить размахивать, дабы не обжечь лицо. Бывает и так, что во время парения на каком-либо участке тела может ощущаться сильное жжение. Если такое произошло, погладьте место веником, предварительно окунув его в холодную воду. Поможет убрать жжение и простое поглаживание рукой.

Поглаживание веником начинают производить с икроножных мышц, бёдер, ягодиц и области поясницы, постепенно продвигаясь к центру, к области сердца. Если образно, то веники кладут на ступни, а затем легко, медленно и без резких движений передвигают по икроножным мышцам, бёдрам, ягодицам, пояснице и рукам. Руки начинают поглаживать с кистей, постепенно переходя к плечам и шее.

Как париться веником в бане для здоровья и души
Источник: google.com. Вирпи Пеккала, финская художница и иллюстратор.

Сделав все манипуляции, веник поднимают вверх и прогревают при более высокой температуре, а затем прижимают его по очереди к различным частям тела: к суставам на плечах, локтях и коленях, к пояснице, шее и лопаткам, к областям позвоночника. Данные манипуляции рекомендуется проделать три-четыре раза, чтобы более глубоко прогреть мышцы и суставы, усилить кровообращение. И помните, веник при поглаживании лишь слегка касается тела, а не перемещается по воздуху.

Следом после поглаживания наступает этап постёгивания, который выполняется более быстрыми движениями. Постёгивать начинают сперва по спине во всех направлениях и прихватив руки, затем переходят на поясницу, таз и бёдра, икры и стопы. Больших усилий прилагать не стоит. Весь процесс занимает не больше минуты, а заканчивается поглаживанием.

Как париться веником в бане для здоровья и души
Источник: google.com. Вирпи Пеккала, финская художница и иллюстратор.

Известен также приём веником, называемый похлёстыванием. Применяется данный метод в сочетании с компрессом и вместе они вызывают обильное потоотделение и прогрев организма. Начинается всё со спины. Веник, можно использовать и два, поднимают высоко вверх, и захватывая пар и горячий воздух, похлёстывают широчайшие мышцы спины. Затем веник поднимают высоко вверх, прогревают его тем самым, и прижимают к участкам тела, делая компресс. Проделывают так со всеми частями тела.

Данный компресс особенно будет полезен тем, у кого травмированы суставы. Например, чтобы хорошо прогреть подколенный сустав, уложите на него распаренный веник и сгибайте и разгибайте пружинистыми движениями голени. Следует помнить, что обрабатывая таким образом суставы, следует их сгибать и разгибать, так они глубже прогреются.

Завершающими приёмами парения веником будут растяжка и растирание. Растяжка следует сразу после компресса. Прогретые веники кладут на поясницу и разводят в стороны: один к голове, другой — к стопам. Растяжка особенно полезна тем людям, которые страдают различными болями в крестцово-поясничной области. Повторить данный метод рекомендуется четыре-шесть раз, а завершить поглаживанием всего тела.

Как париться веником в бане для здоровья и души
Источник: google.com. Вирпи Пеккала, финская художница и иллюстратор.

Завершается процесс парения растиранием. Выглядит процесс следующим образом: в одной руке веник, а ладонь другой руки слегка надавливает на листья и таким образом растирается спина, поясница и остальные участки тела. Туловище растирается по всем направлениям, а конечности — вдоль. Выполнять растирание следует круговыми движениями или штрихами. Не следует сразу вставать после принятия процедуры, полежите. Насладитесь и получите удовольствие от процесса ещё чуть-чуть.

Уделим пару строк целебным свойствам некоторых веников, которые отлично подойдут к описанным приёмам парения. Ранее рассказывали о берёзовом венике, сейчас уделим внимание липовому, дубовому и крапивному веникам.

Липовый веник

Липа с древних времён широко применятся нардом на Руси и ценится за целебные качества. Если одолевали кого простудные заболевания, то применяли настои липового цвета. Настои из липы применялись и при кашле, и при заболевании почек и других болезнях. Липовый веник, за счёт лечебных свойств листьев, ускоряет потоотделение, оказывает успокаивающее и жаропонижающее действие.

Как париться веником в бане для здоровья и души
Источник: google.com. Вирпи Пеккала, финская художница и иллюстратор.

Дубовый веник

Использовать следует тот дубовый веник, который рос в густом сыром лесу. Благодаря широким и плотным дубовым листьям, веником легко нагнетать пар. Дубовый веник имеет один недостаток — он хуже впитывает пот, но зато он более прочный и практически не облетает в парилке. Если вам попался дубовый веник с прочными и массивными листьями, быстрое очищение и глубокое прогревание тела вам обеспечено. Особенно благодарно будет такому очищению тело у людей с жирной кожей. Заготавливать дубовый веник следует в августе — сентябре, выбирая молодые побеги.

Крапивный веник

Крапивный веник пользуется популярностью у тех, кто страдает болями в пояснице, радикулите, ревматизме, подагре и при ломоте суставов. Стоит помнить, что крапива обладает не только общеукрепляющими свойствами, но и тонизирующими и возбуждающими. Крапивный веник следует уметь правильно готовить.

Обжигания тела не будет, если веник дважды на 2-3 минуты перекладывать из горячей воды в холодную. Если же наоборот требуются ожигающие свойства веника, то на 1-2 секунды опустите веник в кипяток. Но помните, что париться им следует лишь после того, как кожа хорошо прогреется. Румяная и эластичная кожа после крапивного веника вам обеспечена. Заготавливать веник лучше в период с мая по июль.

Как париться веником в бане для здоровья и души
Источник: google.com. Вирпи Пеккала, финская художница и иллюстратор.

И напоследок напомним, что лучше всего применять свежий веник, который если и нуждается в замачивании, то незадолго до пользования и в горячей, но не кипящей воде. Опытные парильщики любят комбинировать веники и составлять один из различные комбинаций. Например, в берёзовый веник добавить несколько веток полыни, крапивы или эвкалипта. Самое что интересное, сборные веники обладают целебными свойствами всех используемых растений. В добавок в парилке создаётся уникальный и неповторимый аромат.


# здоровье

Закладки