Все сервисы Личный кабинет
«Блестящий Костя» — великий Маковский

«Блестящий Костя» — великий Маковский


Константин Егорович Маковский — великий русский живописец, которого современники называли «блестящий Костя», а император Александр II — «мой живописец».


Родился художник в Москве 20 июня 1839 года в семье, которую считали царствующей династией в искусстве. Родоначальником династии был Егор Иванович Маковский — отец будущего живописца. В юности Егор Иванович успешно занимался миниатюрными портретами на кости. Работал бухгалтером государственного учреждения, которое ведало строительными и ремонтными работами во всех императорских дворцах Москвы и окрестностей.

Работал Егор Иванович и в комисси по сооружению храма Христа Спасителя. Активная общественная деятельность дала ему возможность приобщиться и к дворцовой живописи, и к работе церковных зодчих и иконописцев. Егор Иванович объединил вокруг себя друзей и единомышленников, любящих искусство, что способствовало созданию «натурного класса», который позже преобразовался в Московское училище живописи и ваяния.

«Блестящий Костя» — великий Маковский
Источник: Константин Егорович Маковский. «Селёдочница». 1867 год.

Любовь Корнелиевна, в девичестве Молленхауэр, мать будущего художника, имела прекрасное сопрано и выступала дуэтом с известными композиторами и певцами. Преподавала Любовь Корнелиевна также пение в консерватории Н. Г. Рубинштейна.

С детства Константин Маковский был окружён творчеством — музыкой и живописью. Художник неплохо музицировал, славился прекрасным голосом и имел явный талант к живописи. В двенадцать лет юный художник поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Программы в училище были настолько противоречащими друг другу, что волей или неволей, учили учеников отстаивать свои позиции и развивать творческое мышление. Именно противоречие творческих взглядов в училище и помогло утвердится собственным взглядам Маковского в самом начале учёбы.

«Блестящий Костя» — великий Маковский
Источник: Константин Егорович Маковский. «Крестьянский обед в поле». 1871 год.

В 1858 году юный художник поступил в Петербургскую Академию художеств, в которой сильно преуспел. За всё время обучения в академии художник получал награды, золотые и серебрянные медали. В 1860 году высочайшей награды Маковский удостоился за картины «Исцеление слепых Христом после изгнания торгующих из храма» и «Харон перевозит души через реку Стикс». В 1862 году живописец получил золотую медаль за произведение «Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова».

В 1863 году в России произошёл разрыв нового жанрового искусства с академизмом. В этот год, четырнадцать лучших учеников Академии художеств, допущенные до конкурса на золотую медаль, неожиданно отказались писать дипломную работу на мифологическую тему, предложенную академией. В числе «протестантов» был и Маковский. Живописцы хотели самостоятельно выбрать тему для диплома, но получили категорический отказ. Результат — четырнадцать молодых художников покинули учебное заведение.

«Блестящий Костя» — великий Маковский
Источник: Константин Егорович Маковский. «Маленькие шарманщики». 1868 год.

Маковский продолжил самостоятельно развиваться в живописи. Творчество художника условно делится на несколько этапов. В период до 1883 года живописец писал работы на социальные темы, материалы и вдохновение для которых черпал не только в Петербурге и Москве, но и в Тверской, Самарской и Тамбовской губерниях, где подолгу жил. В произведениях великого художника той поры остро прослеживается социальная тема нищеты, тяжёлой жизни бедных слоёв населения и взрослого детства.

Горькая реальность жизни русского народа запечатлена художником на таких полотнах, например, как: «Маленькие шарманщики», 1868 года и «Селёдочница», 1867 года. Создавая работы на данную тему Маковский стремился не только показать жизнь со стороны, но и попытался изменить её. И ему это удалось. Стоит заметить, что Академия художеств диктовала темы дипломных работ, но при этом никого не лишала права принимать участия в своих выставках.

«Блестящий Костя» — великий Маковский
Источник: Константин Егорович Маковский. «Дервиши в Каире». 1875 год.

В 1867 году Маковский получил звание академика за несколько картин, представленных на академических выставках. В 1869 году получил звание профессора за работу «Народное гулянье во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге». В данной работе живописец в ярких и точных деталях изобразил разнообразие различных слоёв русского общества: чиновники, торговцы, нищие, слуги, ремесленники, кого только не увидишь.

В период до 1883 года Константин Егорович Маковский в своих произведениях рассказывал тему неустроенного существования человека в деревне. В стремлении вызвать интерес у современников к проблеме, а также в попытке нарушить монополию Академии художеств на выставочную деятельность, Маковский, Перов, Мясоедов и Крамской, в ноябре 1870 года создали Товарищество передвижных художественных выставок — ТПХВ. В 1871 году прошла первая выставка передвижников, в уставе которой была написана основная идея:

... заботиться о развитии или привитии потребности к искусству в русском обществе

«Блестящий Костя» — великий Маковский
Источник: Константин Егорович Маковский. «Жница». 1871 год.

Художники, в первые в истории искусства в России, стали заключать договоры с выставочными залами по всей стране и переезжать из города в город. Живопись стала доступной не только жителям столиц, но и провинциальных городов. Так появилось новое направление в искусстве, художников которого стали называть «передвижниками».

В 1873 году, через четыре года после свадьбы, умерла жена Маковского — Елена Тимофеевна, в девичестве Лебедева. Вскоре после смерти новорожденного сына у неё открылся неизлечимый в те времена туберкулёз. Не помог справиться с болезнью и тёплый климат Египта, куда супруги уехали в надежде поправить здоровье. Проводя последнии дни вместе с умирающей женой художник писал этюды в Каире, которые, как ни странно, напоминали уютные дворики Петербурга.

В 1875 году художник женился на Юлии Павловне Летковой, которая была младше живописца на двадцать лет. Поженившись, молодожёны отправились в Париж, но это уже новый этап в жизни и творчестве великого художника, о котором продолжим в следующей статье.


Next