Все сервисы Личный кабинет
Художник, прославивший австрийское искусство

Художник, прославивший австрийское искусство


«Твои дела и твоё искусство не могут нравиться всем: делай то, что считаешь правильным, для блага немногих. Нравиться слишком многим — плохо» — Фридрих Шиллер.


В конце XIX века одна из прекраснейших европейских культурных столиц Вена, богатая музыкальными гениями — Моцарт, Гайдн, Брамс, Штраус, Бетховен и Шуберт, увидела расцвет новой архитектурной школы под предводительством Отто Вагнера. Первым же «обновителем» венской живописи и ярким представителем модерна стал Густав Климт.

В Баумгартене, что около Вены, 14 июля 1862 года в многодетной семье ювелира и гравёра Эрнста Климта вторым ребёнком родился будущий великий живописец — Густав Климт. В четырнадцать лет мальчик поступил в Венскую художественно-промышленную школу, которую окончил в 1883 году. В школе юный Густав изучал различные техники станковой живописи, мозаики и фрески. Копировал античные вазы и работы великих мастеров прошлого, благодаря чему Климт и отточил своё умение.

Художник, прославивший австрийское искусство
Источник: Густав Климт. «Портрет пианиста и преподавателя фортепианной игры Йозефа Пембауэра», 1890 год.

В 1879 году Густав, его брат Эрнст и их друг и соученик Франц Матч начали работать вместе и очень скоро троица добилась известности. В этом же году друзья под руководством Ханса Макарта трудились над эскизами для праздничного оформления свадьбы императора, а в 1880 году молодые художники получили заказы на роспись потолков венского дворца Штурани и павильона минеральных вод в Карлсбаде.

Заметьте, заказы на работу и популярность пришли к молодым художникам ещё в то время, как они обучались в школе. Помимо заказов молодые художники писали портреты заказчиков по фотографиям. Именно портреты с фотографий и выработали отличительную черту произведений великого художника Климта — фотографическую точность.

Художник, прославивший австрийское искусство
Источник: Густав Климт. «Зрительный зал старого Бургтеатра в Вене», 1888 — 1889 год.

Закончив учёбу в 1883 году друзья открыли собственную мастерскую в Вене. Однако, несмотря на совместные заказы, каждый работал и в одиночку. Например, в 1885 году друзья расписывали виллу императрицы «Гермес» около Вены и в этом же году Густав Климт оформлял театр в венгерском замке Эстерхаз.

К слову о театрах, в 1880-х годах друзья работали над оформлением многих внутренних убранств театров Австро-Венгрии. Расписывали плафоны и создавали занавес для театра в Райхенберге; создали аллегорическое панно в Национальном театре Будапешта и Городском театре Фьюме. В 1886 году друзья работали над оформлением интерьеров и фронтоном венского национального театра «Бургтеатр».

Художник, прославивший австрийское искусство
Источник: Густав Климт. «Портрет Эмилии Флёге», 1902 год.

Работая над оформлением «Бургтеатра», Густав Климт создал групповой портрет сливок венского общества перед началом спектакля. Произведение является замечательным документом эпохи, на котором блестяще и точно воспроизведены современники автора. Ранний опыт написания портретов с фотографий не прошёл даром, что подтверждает не только натуралистический портрет пианиста, но и дальнейшие работы великого художника.

В 1891 году Густав Климт стал членом Союза изобразительных искусств, а через два года был избран профессором венской Академии художеств, но министерство культуры отказало художнику в этой должности. В 1892 году вслед за отцом умер Эрнст Климт и Густаву пришлось заботиться о матери и о вдове и дочери брата. Общаясь с семьёй брата, Густав познакомился с сестрой его жены — Эмилией Флёге, которая владела собственным домом моды.

В скором времени Эмилия Флёге стала возлюбленной живописца. Отношения между ними продолжались до конца жизни Густава Климта, но их характер точно неизвестен. Официально они не состояли в браке. Некоторые считали их супругами, однако это не мешало художнику иметь множество связей на стороне и внебрачных детей от них.

Художник, прославивший австрийское искусство
Источник: Густав Климт. «Течение», 1898 год.

К началу 1890-х годов Густав Климт и Франц Матч разошлись во взглядах: Матч продолжал работать в академической манере, а Климт уже вышел за её рамки и искал собственный путь в искусстве. Юношеский творческий союз распался и каждый пошёл своей дорогой.

Стиль Климта стал олицетворять собой опыт импрессионизма, символизма и модерна. Герои произведений живописца наделены особой чувственной красотой, далёкой от образов классического искусства. Произведения мастера наполнены миром страстей и символов, которые завлекают и манят зрителя. Сюжеты произведений сочетают в себе трепетность с реалистичностью, необыкновенную сексуальность с романтической таинственностью. Ярким примером этого служит холст «Любовь», на котором запечатлены объятия влюблённой пары.

Поиски своего стиля на этом не закончились, Густав Климт всё дальше уходил от канонов академической живописи. В 1897 году вместе с сорока молодыми художниками Климт вышел из Академии художеств и окончательно порвал с академизмом, тем самы утвердив право на существование неофициального искусства.

Художник, прославивший австрийское искусство
Источник: Густав Климт. «Любовь», 1895 год.

Густав Климт основал Венский Сецессион и стал его президентом. К обществу венских живописцев присоединились профессор архитектуры Академии художеств Отто Вагнер и архитекторы Йозеф Ольбрих и Йозеф Хофман. В скором времени заказчиками Климта стали известные представители австрийской буржуазии, для которых он писал портреты их жён. Женщины были в восторге от стиля полотен.

Густав Климт знал как угодить женщинам, портреты его кисти пользовались невероятной популярностью. Однако мастер не ограничивался образами светских дам. В женщине художник видел и нечто роковое, живущее инстинктами, завлекающее в мир страстей и повелевающее мужчинами. Ярким подтверждением этого является произведение «Афина Паллада» — женщина-победительница властвующая над мужчинами.

Встречаются на полотнах мастера и пленительные образы женщин в виде жительниц подводного мира, которые построены на сексуальных ассоциациях: «Течение», «Серебрянные рыбки», «Золотые рыбки».

Художник, прославивший австрийское искусство
Источник: Густав Климт. «Золотые рыбки», 1901 — 1902 год.

В конце 1890-х годах Густав Климт обратился к важному направлению в своём творчестве — пейзажу. Природу мастер писал в манере импрессионистов, но наделял эти полотна символическим подтекстом. В пейзажах 1900-х годов уже прослеживается связь с искусством пуантилистов, которые наносили точечные мазки чистых цветов, например, полотно «Сад».

Отличительной чертой Климта, как пейзажиста было то, что он никогда не изображал людей. Природу мастер не трактовал как фон или среду обитания человека. Он трактовал её как тайну мироздания, в которой растворены гармония и красота. В глазах Густава Климта природа самоценна сама по себе.

Художник, прославивший австрийское искусство
Источник: Густав Климт. «Сад (Цветущий луг)», 1906 год.

Таким было раннее творчество великого мастера и «обновителя» венской живописи. В дальнейшем, как и многих великих мастеров своего дела, Густава Климта ждали и творческие взлёты и падения, но об этом в следующий раз.


Next