
Золотой фонд русского искусства
Прекрасные и реалистичные произведения Зинаиды Евгеньевны Серебряковой входят в золотой фонд русского искусства.
В прошлый раз было рассказано о юных годах художницы, о первой славе и первых неуверенных шагах в искусстве. Почему неуверенных? Дело в том, что на протяжении всей жизни художница относилась к своему творчеству с неким сомнением. Серебрякова считала свои работы недостаточно профессиональными и недостойными быть показаны публике.
И даже после блестящего выполнения первого художественного заказа Зинаида Евгеньевна была не уверена в своих силах и что работы будут понятны публике. И хоть художница и сомневалась в своём творчестве, в одном она была уверена на сто процентов — лучше всего у неё выходили портреты детей. Серебрякова называла себя мастером детского портрета. И это чистейшая правда. Образы детей выходили у неё живыми и эмоционально непосредственными. В каждом детском образе чувствуется любовь художника к детям и к своему творчеству.

Зинаида Евгеньевна не стремилась учавствовать в общественной жизни. Её не привлекала богемная тусовка и не интересовало знакомство с влиятельными людьми, хоть родственные связи и располагали к тому. Жизнь художницы протекала тихо и счастливо в семейном кругу. Однако вскоре последовали жизненные катастрофы, изменившие жизнь художницы навсегда.
В начале 1917 года впервые в истории Петербургской Академии художеств в кандидаты на звание академиков живописи были выдвинуты женщины. Среди них оказалась и Зинаида Евгеньевна. Церемонию присуждения академического звания назначили на осень, но событию не суждено было состояться. Грянула Октябрьская революция, а следом и переустройство жизни и порядков в обществе. Страна погрязла в гражданском вооруженном конфликте.

Внутренние беспорядки терзали и родную Украину художницы. Усадьбы грабили и жгли, а их обитателей, пытавшихся защитить своё имущество, расстреливали. Семья Серебряковых была вынуждена покинуть усадьбу и перебраться в Харьков, но ненадолго. Средств на жизнь не хватало, платить за съемное жильё было нечем и Серебряковы вернулись обратно, в разграбленную усадьбу. Глава семьи, Борис Анатольевич, согласился на предложенную в Москве работу и уехал.
Царящий в Москве хаос и беспорядки разлучили художницу с мужем. Борис Анатольевич оказался в тюрьме и вышел на свободу лишь через год. Вернуться к семье он так и не смог, так как к этому времени Украина и Россия были условно разделены советской властью. С помощью знакомых удалось лишь вызвать Зинаиду Евгеньевну, а дети и мать художницы остались на Украине. По прошествии времени жизнь начала налаживаться и Серебряковы стали подумывать как перевезти с Украины детей и Екатерину Николаевну. Но этому не суждено было случиться. Возвращаясь из командировки, Борис Анатольевич ехал на одном поезде с солдатами с фронта, от них он заразился сыпным тифом, а спустя двенадцать дней умер на руках жены.

Убитая горем, потрясённая и потерянная Зинаида Евгеньевна вернулась к семье. Но из-за беспорядков и волнений необходимо было срочно покинуть усадьбу. И как только семейство двинулось в путь, усадьбу сожгли. Серебряковы перебрались в Харьков, там художницу пригласили принять участие в выставке и предложили работу. Жизнь в Харькове была тяжелой. Художнице не хватало ни сил, ни времени, ни средств на творчество, лишь изредка удавалось писать этюды и портреты.
Осенью 1920 года Зинаиде Евгеньевне представилась возможность изменить жизнь. Пришло извещение о том, что художницу назначили профессором в возобновившей свою работу Академии художеств. С большими трудностями семейству удалось в декабре перебраться в Петроград и поселиться в «доме Бенуа». Однако сомнения в своих способностях сослужили художнице плохую службу — Серебрякова отказалась от предложения Академии и профессорского звания.

В середине 1920-х годов художница попрежнему жила в нищите. В письмах к дяде Зинаида Евгеньевна писала о том, как мечтает и желает уехать, чтобы хоть как-то изменить жизнь к лучшему. В конце августа 1924 года Серебрякова решается на предложение дяди и уезжает в Париж. Уехать художница планировала на короткий срок, но судьба распорядилась иначе. Зинаида Евгеньевна и представить не могла, что расстаётся с матерью навсегда, а двух детей увидит лишь спустя десятилетия.
26 марта 1927 года была открыта первая выставка художницы во Франции. Экспозиция продлилась двенадцать дней, но имела успех не только у русской эмиграции, но и у французской публики. С этого момента художница стала получать много заказов. Одним из лучших и оказавшим в последствии влияние на творчество художницы был заказ от бельгийского барона Ж. А. де Броуэра. Барон предложил Серебряковой отдохнуть на его плантации в Марокко за его счёт взамен на сделанные за время отдыха работы. Право выбора работ оставалось за бароном. Художница согласилась.

В Африку художница ездила два раза и каждый раз возвращаясь в Париж, устраивала выставки, которые имели положительные отзывы критиков. В 1930-х годах семья Серебряковых больше не бедствовала. Сын Александр к середине десятилетия уже был известным и писал пейзажи, занимался книжной графикой, оформлял спектакли и продумывал интерьеры жилых помещений. Екатерина увлекалась живописью и скульптурой малых форм. Татьяна, жившая в СССР стала профессиональным театральным художником-декоратором.
На кануне Второй Мировой войны Серебрякова задумалась о возвращении на родину. К тому же и письма, получаемые от родственников звучали оптимистично. В письмах с восторгом и восхищением рассказывалось о новой и интересной жизни в Стране Советов. Только вот Серебряковы, читая их, и не догадывались, что тексты в письмах корректировали сотрудники спецслужб. Зинаида Евгеньевна и знать не знала, что ее брата, архитектора Николая Евгеньевича Лансере, арестовали и в начале войны он умер в тюрьме.

На все предложения вернуться в Россию художница отвечала отказом. В то время у художницы не было ни сил, ни средств на дорогу, ни на паспорт. С наступлением войны переписка с родственниками прервалась, а Париж был оккупирован немцами. Несмотря на боязнь расстрелов и арестов, Серебрякова продолжала творить. Военные годы сильно пошатнули здоровье художницы, однако она продолжала писать. Даже в преклонном возрасте Зинаида Евгеньевна сохранила ясность мысли и трезвость суждений. До самой смерти кисть художницы была уверенна и тверда.
В мае 1965 года в Москве в Выставочном зале Союза художников СССР открылась персональная ретроспективная выставка Зинаиды Евгеньевны Серебряковой. На выставке было представлено около трёхсот произведений, созданных в России и за границей. Восторженные отзывы художница получала не только от лиц мира искусства, но и от простых зрителей и незнакомых художников.