Тапиго

Русских военных первые неудачи не сломили и не остановили. И пусть они год лишь наблюдали за военными манёврами иностранцев, но такой незапланированный перерыв уберёг российское Военное ведомство в дальнейшем от необдуманных поступков и бессмысленных денежных трат. Зимой 1902 года, учтя весь предыдущий опыт, они начали новую компанию по закупке механических экипажей за границей.


Основываясь на опыте и выводах зарубежных коллег, российские военные решили остановиться на паромобилях, а точнее на автопоездах. Автопоезда в то время состояли из паровика, к которому прицеплялись платформы и назывались эти поезда рутьерами. Сделку на поставку пары рутьеров заключили с лондонской фирмой «Джон Фоулер и К°». Однако денег у ведомства не было и пришлось обратиться за кредитом к императору. Как не удивительно, но идея Николаю II пришлась по душе и из казны выделили тридцать три тысячи шестьсот рублей. Событие радостное для военных, да и для страны в целом чуть не обернулось «трагедией».

<?php echo $h1; ?>
Фото: В.Г. Усков, Б.И. Залко и Московского Политехнического музея

Анализируя опыт иностранных коллег и перенося его на отечественные реалии, Главный штаб вовремя обратил внимание на главную проблему в использовании рутьеров — дороги. Дело в том, что данные самоходы могли передвигаться лишь по первоклассным шоссейным дорогам с прочным покрытием и крепкими мостами, а как мы помним из предыдущего проекта, в России таких не существовало. Таким образом, благодаря анализу и вовремя увиденному просчету, Военное ведомство избежало бессмысленной траты средств, но в итоге опять осталось без транспорта.

<?php echo $h1; ?>
Фото: В.Г. Усков, Б.И. Залко и Московского Политехнического музея

Потерпев первые неудачи в приобретении автомобилей за границей и сконцентрировав все внимание на использовании в армии паромобилей, Военное ведомство упустило мысль о том, что можно использовать самодвигатели более лёгкого веса и везущие груз сами по себе, без прицепов. Вспомнил об этом генерал-лейтенант Уссаковский. В докладной по Главному штабу от 13 марта 1902 года он писал следующее: «Разного рода легкие самодвигатели уже широко применяются на манёврах в иностранных армиях». Предложение Уссаковского было одобрено и 18 марта этого же года было получено разрешение сверху. Однако встал вопрос, где же взять автомобили?

Печальный опыт сотрудничества с иностранцами способствовал тому, что Военное ведомство обратило взор на отечественные фирмы и как показали дальнейшие события, они не ошиблись. Главный штаб заключил контракт на поставку самоходов с «Акционерным обществом постройки и эксплуатации экипажей и автомобилей Фрезе и К°», которое поставило их точно в срок. 26 июля 1902 года в 15 часов 30 минут на Дворцовой площади собралась комиссия по приемке и испытанию машин. На площади выстроилось восемь автомобилей, построенных по образцу фирмы «Дион и Бутон». Отметим и то, что на заводе Фризе выпускали автомобили частично из собственных, а частично из привозных деталей.

<?php echo $h1; ?>
Фото: В.Г. Усков, Б.И. Залко и Московского Политехнического музея

Испытания автомобилей проходили во время дождя и по самой грязной дороге, словом условия были максимально неблагоприятными. Заключение комиссии было следующим — «автомобили построены прекрасно, во всем согласно контракту». Окончательные выводы комиссия сделала на Курских манёврах, где автомобили прошли серьёзные испытания. Выводы военных специалистов оказались весьма оптимистичными — самодвигатели в полевой службе приносят громадную пользу. Несмотря на дороговизну самоходов, было решено продолжать испытания. И хоть денег постоянно не хватало, что соответственно тормозило процесс автомобилизации армии, но начало было положено. Российская армия постепенно становится на колёса. Следующий важный шаг в развитии автомобилизации армии сыграла Русско-Японская война.

#еда