Тапиго

В 1899 году Военное министерство России приказало военным агентам собрать все данные по интересующему вопросу. Распоряжение было выполнено в короткие сроки и без каких-либо затруднений, ибо пресса широко освещала нововведения армии. На основе докладов о применении машин во французской и немецкой армиях, составили докладную записку.


Что же гласила эта записка и какие действия были предприняты дальше? В докладной записке были отмечены все выгоды от использования механического транспорта на службе в армии. Основным пригодным местом для эксплуатации автомобиля была западная часть страны с более развитыми автотранспортными дорогами. Остальная часть территории на тот момент ещё только начинала своё шоссейное развитие. В записке также отмечалось, что начать испытания с самолвигателями необходимо как можно скорее. Руководство намеревалось приурочить это событие к большим Курским манёврам 1900 года, на которых должен был присутствовать император Николай II.

Фото: В.Г. Усков, Б.И. Залко и Московского Политехнического музея

Кстати, среди исследователей есть мнение, что изначально Николай II терпеть не мог автомобили. В 1902 году в Крыму, первый автомобилист подал царю "челобитную" о разрешении на езду. На что император ответил: "Пока я живу в Ливадии, автомобили не должны появляться в Крыму".

Дабы успеть выполнить задуманный план в срок, были предложены соответствующие меры. Главным образом для проведения манёвров необходимо было приобрести транспорт. Начались переговоры с французскими фирмами о доставке для испытаний одного парового и одного керосинового двигателей. Оплачивать расходы возложено было на Военное ведомство. Далее необходимо было провести переговоры с Министерством финансов о предоставлении беспошлинного ввоза в страну двух двигателей.

И конечно же необходимо было добиться разрешения у Военного совета на использование дополнительных средств на эту покупку. И вот когда все формальности были улажены и получено распоряжение заказать автомобили во Франции, российских военных ждало разочарование. Дело в том, что в это время спрос на автомобили превышал предложение. Все фирмы были загружены выполнением заказов и никто не решался выполнить поставку самодвигателей ко времени начала манёвров.

Фото: В.Г. Усков, Б.И. Залко и Московского Политехнического музея

Князь Орлов, занимавшийся закупками моторов, используя личные связи с владельцами фирм, добился согласия на поставку автотранспорта. Однако фирма «Панар-Левассор», предчувствуя выгодную сделку, решила «содрать большой куш» и запросила только за один паромобиль двадцать две тысячи франков. Министерство же выделило на эту покупку гораздо меньшую сумму и сделка не состоялась. От военных испытаний и опытов пришлось отказаться, правда ненадолго. Как же развивались дальнейшие события и прошли же всё-таки военные испытания или нет, расскажем в следующей части проекта.

#еда