Меню Поиск по сайту

лента

Выбрать категорию
Мохенджо-Даро — город долины реки Инд

Мохенджо-Даро — город долины реки Инд


Около 5000 лет назад вдоль рек Тигр и Евфрат в Древнем Шумере появились первые настоящие города.


Спустя пятьсот лет, примерно 4500 лет назад, города стали возникать вдоль берегов Нила в Египте и вдоль реки Инд и его притоков. Все возникающие города обладали общими чертами — высокой численностью населения, большими и внушительными зданиями, местами для торговли и производственными районами.

Первые города строились на сухих землях, которые при правильном подходе превращались в плодородные земли. Древние люди умело обращались с природными ресурсами — отводили каналы от рек и правильно их использовали, что позволяло производить больше продовольствия, чем требовалось местному населению.

Древние города часто окружали высокими стенами для защиты от врагов. Инфраструктура горда за стенами была продумана и состояла не только из великолепных храмов и дворцов городских жрецов и правителей, но и кварталов из небольших домов, где жили простые люди. Ярким примером служит Древний город Вавилон.

Мохенджо-Даро — город долины реки Инд
Источник: google.com.

С возникновением и ростом городов начала возникать и развиваться письменность. Во всех древних цивилизациях записи делались по-разному, на глиняных дощечках, на камнях или папирусе. Благодаря столь ранним письменным документам и тщательным раскопкам, археологам удалось открыть тайны многих древних городов, одним из таких городов является Мохенджо-Даро.

С момента основания первых городов прошла не одна тысяча лет. С тех пор реки изменили свои русла, а древние города были скрыты под толщей движущихся песков и слоями ила, принесёнными во время разлива рек. Однако, как отмечают сами археологи, довольно часто открытие древних городов является большой удачей и волей случая.

В течение тысячи лет цивилизация долины Инда была утеряна для человечества и лишь в начале XX столетия археологи осознали, что руины Мохенджо-Даро и Хараппы — это и есть часть того древнего государства. Сегодня древнее государство разделяют на два: Индское, построенное на берегу реки Инд с главным городом Мохенджо-Даро, и Хараппское, названное так по первому обнаруженному памятнику вблизи современного горда Хараппа.

Мохенджо-Даро — город долины реки Инд
Источник: google.com. Сложная система стока воды — кирпичные водостоки в домах соединялись с уличными стоками, накрытыми большими каменными плитами или кирпичами.

В 1920-х годах начались раскопки поселений цивилизации долины Инда, которые продолжаются по сей день. Раскопать поселения полностью вряд ли когда-либо удастся — древние города расположены на площади более чем две с половинной тысячи квадратных километров. Однако то, что удалось обнаружить позволило составить кое-какое представление об устройстве городов.

Установлено, что большая часть поселений цивилизации Инд строилась по единому образцу. Типы объектов, обнаруженные на территории практически идентичны — однотипные большие и малые здания, сложная система водостоков, бань и туалетов. Организация торговли также повсюду была одинакова. Рассмотрим что обнаружили археологи в Мохенджо-Даро.

Мохенджо-Даро в настоящий момент времени представляет собой два огромных холма, один из которых выше другого. Высокий холм называется холмом Ступа, по называнию буддийского храма, построенного здесь во II веке нашей эры. В более раннее время археологи называли данный холм Цитаделью, так как он покрыт развалинами каких-то монументальных сооружений. Меньший по высоте холм, представлявший собой жилой район, называли Нижним городом.

Мохенджо-Даро — город долины реки Инд
Источник: google.com. Предположительно так выглядело Зернохранилище на холме Цитадели.

Цитадель и Нижний город построены на платформах из сырцового кирпича и земли. Основание, на котором располагается Цитадель, возвышается над остальной равниной на 13 метров. По мнению одних археологов, платформы строились для защиты города от сильных разливов реки Инд. Другие археологи полагают, что платформа Цитадели выше Нижнего города с той целью, что важные и торжественные мероприятия, которые происходили в Цитадели, производили на население Нижнего горда ещё большее впечатление. Однако обе версии являются лишь предположениями, не исключено, что они оба окажутся далеки от истины.

На платформе Цитадели археологи обнаружили несколько внушительных зданий, которые назвали Большой баней, Зернохранилищем, Учебным заведением и Залом собраний. Скорей всего эти здания были правительственными. Археологам трудно идентифицировать назначение больших зданий цивилизации долины Инда. Связано прежде всего это с тем, что на зданиях нет никаких украшений, равно как и внутри зданий отсутствуют какие-либо предметы роскоши.

Внушительным сооружением Мохенджо-Даро является Большая баня, которая скорее напоминает плавательный бассейн в центре внутреннего двора. Удалось установить, что бассейн был окружён верандами с колоннами, за которыми находились небольшие помещения. Бассейн наполнялся водой из колодца, находящегося в одном из задних помещений. Вытекала вода из бассейна через большой кирпичный сток.

Мохенджо-Даро — город долины реки Инд
Источник: google.com. Цитадель Мохенджо-Даро.

В одном углу Большой бани располагается блок из восьми небольших ванных комнат, разделённых коридором. Ванные комнаты также были оборудованы маленькими водостоками, соединёнными с большим общим стоком, проходящим посередине коридора. Устроено всё это было из обожжённых кирпичей.

Невдалеке от Большой бани располагалось громадное Зернохранилище, состоявшее из кирпичных блоков высотой около 1,5 метров, разделённых узкими промежутками. Подробные сооружения были обнаружены и в других городах цивилизации долины Инда. Полагается, что в таких хранилищах держали зерно, а возможно и другие товары. Хранилища имели довольно грозный вид и выглядели почти как крепости с мощными кирпичными стенами.

Нижний город являлся жилым районом и занимал площадь более двух с половиной тысячи квадратных километров. Город состоял из прямоугольных кварталов, разделённых улицами. В городе имелись широкие главные улицы, от которых отходили узкие переулки. Дороги улиц и переулков были немощеные, а на некоторых до сих пор остались колеи от тяжёлых повозок.

Мохенджо-Даро — город долины реки Инд
Источник: google.com. Стеатитовая печать из Мохенджо-Даро датируемая 2500 — 2000 годами до нашей эры.

Жилой район Нижнего города состоял из сотен одно- и двухэтажных домов из обожжённого кирпича. Обычно дома строились вокруг внутреннего двора, а к каждому дому вёл маленький проулок. Задние стены домов были глухими и выходили на главные улицы, отчего те выглядели мрачными и унылыми.

Во многих домах были ванные комнаты, а в некоторых и туалеты. Воду жители брали из колодцев. В домах были устроены кирпичные водостоки, которые соединялись с уличными стоками, прикрытыми тяжёлыми каменными плитами или кирпичами. В части жилого района располагались и совсем маленькие домики, в которых скорее всего, жила беднота.

В Нижнем городе помимо улиц с жилыми домами был обнаружен и производственный район. Уцелевшие артефакты помогли составить картину, что люди изготавливали в мастерских 4500 лет назад. В мастерских изготавливали глиняную посуду, металлические предметы, печати, бусы и украшения из раковин.

Мохенджо-Даро — город долины реки Инд
Источник: google.com. Большая баня на холме Цитадели.

В гончарных мастерских были обнаружены гончарные круги и специальные большие печи для обжига глины. В мастерских по металлу производили медные орудия, медные вазы, маленькие бронзовые фигурки животных, изящные украшения из золота и серебра. Искусные резчики изготавливали маленькие, но очень чёткие индские печати из кусков стеатита.

Не известно, был ли Мохенджо-Даро столицей Индского государства. Известно лишь, что он являлся одним из самых крупных ранних городов, известных на сегодняшний день. Внушительные строения Цитадели позволяют предположить, что город был весьма важным по значению, но в тоже время ничего не известно о правителях этого государства, о его жрецах и других значительных личностях. Индская цивилизация хранит много тайн и загадок, включая язык, на котором говорили в долине Инд. Откроются ли они когда-то человечеству или так и уйдут в небытие.


# развитие

Закладки
Здесь будет реклама
Чудо света — статуя Зевса Олимпийского

Чудо света — статуя Зевса Олимпийского


С 776 года до нашей эры в священной области Олимпия устраивались празднества, во время которых религиозные торжества сменялись ожесточённой борьбой, а назывались празднества — Олимпийскими играми.


Легенда гласит, на вершине одного из священных холмов Олимпии жил Кронос, который относился ко второму поколению богов — титанам. Однажды оракул предсказал Кроносу, что будет свергнут он собственным сыном. В страхе от предсказания Кронос проглатывал своих детей в первый же день их рождения. Родив шестого ребёнка Рея обманула мужа — вместо родившегося Зевса она завернула в пелёнку камень, который и проглотил Кронос.

Младенец втайне от отца был отправлен на Крит на гору Дикта. Возмужав, Зевс решил отомстить отцу за все злодеяния — напоил Кроноса рвотным средством, благодаря которому он изрыгнул на свет живыми и невредимыми пятерых сыновей и дочерей. Следом последовала беспощадная битва между отцом и сыном. Зевс одержал победу и низверг отца в Тартар. Зевс стал единовластным хозяином Олимпа, а в честь своей победы он учредил Олимпийские игры.

Чудо света — статуя Зевса Олимпийского
Источник: google.com.

Изначально, первые Олимпийские игры имели местное значение — участвовали в них лишь молодые люди из близлежащих окрестностей. В священной роще на холме Кроноса сходились они, чтобы помериться силами в спортивных состязаниях. Архитектурный комплекс был весьма скудным и состоял из сокровищницы с дарами, здания с олимпийским огнём, храма Зевса и его супруги Геры и небольшого алтаря. Однако через триста лет Олимпия кардинально изменилась.

Небольшие региональные соревнования превратились в самые крупные и значительные всегреческие состязания. Участвовали в играх сильнейшие атлеты, а наблюдали за зрелищем тысячи зрителей со всей Греции. Размещались атлеты и приезжие зрители в палатках. Архитектурный комплекс превратился в настоящий ансамбль из статуй, больших и малых храмов и алтарей. Олимпия расцвела и ожила пуще прежнего. Во время игр лавочники вели бойкую торговлю, поэты декламировали свои произведения перед взыскательной публикой.

Чудо света — статуя Зевса Олимпийского
Источник: google.com.

В 470 году до нашей эры в Греции объявили о сборе пожертвований на строительство в Олимпии храма Зевса. Пожертвовать мог каждый желающий и бедняк и богач. Пожертвования поступали со всех уголков страны — деньги, предметы искусства, украшения, оружие, одним словом всё, что могло было быть использовано в строительстве самого величественного храма невиданной красоты.

Строительство храма было завершено не позднее 456 года до нашей эры. В это же время его торжественно освятили. Возведён храм был на искусственном холме высотой в один метр. Фундамент сохранился до наших дней, что позволило установить точные его размеры — шестьдесят четыре на двадцать семь метров. На фундаменте были установлены тридцать четыре колонны из ракушечника и достигали они десять с половиной метров в высоту. На колоннах величественно и монументально возвышалась массивная крыша из мраморных плит. Однако главным элементом храма была целла и статуя Зевса.

Чудо света — статуя Зевса Олимпийского
Источник: google.com.

Статуя Зевса считалась третьим чудом света и была единственной, которая находилась не под открытым небом. Работал над статуей известный античный скульптор Фидий. Статуя Зевса, сделанная Фидием, кардинально отличалась от представления бога до этой работы. Если раньше Зевс представлялся в виде бога, мечущего молнии и не гнушался прибегать к козням и лукавству, то в работе Фидия он предстал перед людьми старым умудрённым опытом человеком с добрыми чертами лица. С этого момента Зевс внушал людям доверие, а не страх. Одним словом, Зевс стал для верующих любящим отцом.


Зевс — верховный бог, отец богов и людей, которого боялись и которого уважали

Зевсу поклонялись в священной Олимпии, которая находилась в 260 километрах северо-западнее Афин. Зевс был покровителем Олимпийский игр и атлетов. В первый день состязаний спортсмены приходили к алтарю с жертвоприношениями, молились о победе и давали клятву вести честную борьбу. Вслед за этим начиналось пятидневное празднество. Молодые люди соревновались в различных видах спорта. Борьбу за олимпийскую победу они вели обнажёнными. Женщинам на игры вход был запрещён и допускались они лишь на церемонию награждения победителей у храма Зевса.

Чудо света — статуя Зевса Олимпийского
Источник: google.com.

На протяжении 1100 лет Олимпийские игры практически не менялись. Единственное, что изменилось примерно с середины IV века до нашей эры так это награда. Неизменной наградой победителю игр была оливковая ветвь, которую срезали с дерева, посажанного самим Гераклом. Спустя тысячу лет победителям стали вручать большую сумму денег, так спортсмены из «любителей» превращались в «профессионалов». К этому моменту в Греции стало распространяться христианство, культ Зевса постепенно уходил в прошлое. В 393 году нашей эры император Феодосий I утвердил христианство, а Олимпийские игры приравняли к языческому культу.

Некогда величественный олимпийский комплекс канул в веках. До наших дней уцелел лишь фундамент храма Зевса и некоторые скульптуры с фронта. Местонахождение статуи Зевса неизвестно. Достоверно лишь то, что во II веке она сильно пострадала от землетрясения. Восстановить картину прошлого и увидеть всё величие и роскошь статуи Зевса возможно лишь по оставшимся историческими документам и различным артефактам, например, античным греческим монетам. Так как же выглядела статуя Зевса?

Чудо света — статуя Зевса Олимпийского
Источник: google.com.

Античный скульптор Фидий изобразил Зевса восседающим на троне с подлокотниками и высокой спинкой. В левой руке Зевс держал символ власти — скипетр, увенчанный орлом, священным посланцем громовержца. На правой открытой ладони Зевса располагалась крылатая богиня победы Ника. Голова бога была увенчана оливковым венком, каким награждались и победители Олимпийских игр. На специальной скамейке, которую держали два льва, размещались ноги Зевса и была на ней такая надпись: «Фидий, сын Хармида из Афин, создал меня».

Статуя Зевса, точнее её объёмный скульптурный каркас, был изготовлен из металла, дерева и гипса. Открытые части скульптуры — лицо, руки, ладони и ступни — были покрыты тщательно отполированным слоем из слоновой кости. Золотое убранство Зевса весило двести килограмм, а глаза бога были сделаны из драгоценных камней размером с кулак. В высоту статуя Зевса достигала двенадцать метров, а фигура Ники была примерно с человеческий рост. Вот так выглядело третье чудо света.


# факты

Закладки
Бенуа — идеолог новой художественной эпохи

Бенуа — идеолог новой художественной эпохи


«Этот образованный и чуткий человек всегда обладал, кроме того, одним качеством — страстью к педагогической деятельности. Он, будучи ещё совсем молодым человеком, невольно и беспрерывно «воспитывал» в своих верных собеседниках ту настоящую любовь к искусству, которою он непрестанно живёт до сих пор» — Сергей Павлович Дягилев об Александре Николаевиче Бенуа.


В Петербурге в семье профессора архитектуры Николая Леонтьевича Бенуа и Камиллы Альбертовны Кавос 3 мая 1870 года родился сын — Александр Бенуа, которому было уготовано судьбою множество замечательных свершений.

Семейная родословная Бенуа начинается с Никола Дени Бенуа, простого хлебопашца. Сын Никола, который приходился прадедом Александру Бенуа, получил образование самостоятельно и открыл школу, в которой получили образование пятеро его детей. Младший сын Никола, который приходился дедом будущему художнику, Луи-Жюль Бенуа, не смог принять революционных событий во Франции и в 1794 году приехал в Россию.

Бенуа — идеолог новой художественной эпохи
Источник: google.com. Александр Николаевич Бенуа. «Прогулки в любую погоду» (из серии «Последние прогулки короля»). 1896 — 1898 год.

Обосновавшись в Петербурге дед художника стал метрдотелем при дворе Павла I и женился на фрейлине немецкого происхождения Екатерине Андреевне Гроппе. Луи Бенуа был зажиточным петербуржцем, имел два городских дома и воспитывал одиннадцать детей. Сын Луи Бенуа, получивший в России имя Николай Леонтьевич, был крестником вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны и являлся автором многих построек Петербурга и железнодорожных станций.

Интересна история рода Александра Бенуа и со стороны матери, корни которой уходили в венецианские семьи. Прапрадед будущего художника — Джованни Кавос, был директором венецианского театра Фениче. Прадед Александра Бенуа, сын Джованни Кавоса — Катарино Кавос, в конце XVIII столетия приехал в Петербург и руководил частью Императорских театров. Именно Катарино Кавос стал родоначальником русской оперы и создал первый вариант «Ивана Сусанина».

Бенуа — идеолог новой художественной эпохи
Источник: google.com. Александр Николаевич Бенуа. «Кормление рыб» (из серии «Последние прогулки короля»). 1897 год.

Дед Александра Бенуа — Альберт Катаринович Кавос — учился на математическом факультете Падуанского университета, окончив его с отличием стал архитектором. Альберт Кавос построил здания Мариинского театра в Петербурге и занимался восстановлением Большого театра в Москве. Однако, несмотря на столь одарённых предков, мать Александра Бенуа не унаследовала ни художественных, ни музыкальных талантов, что отнюдь не помешало ей гармонично развивать таланты будущего художника.

Жажда творчества и знаний и художественная среда, с юных лет окружавшие Бенуа, помогли стать ему самобытным живописцем и талантливым историком искусства. С малых лет Александр Бенуа наблюдал за творчеством брата Альберта, писавшего акварелью. Семейство часто посещало пригороды Петербурга, дворцовые комплексы которого произвели неизгладимое впечатление на юного Бенуа.

Бенуа — идеолог новой художественной эпохи
Источник: google.com. Александр Николаевич Бенуа. Страница из «Азбуки в картинках Александра Бенуа». 1904 год.

С детства Бенуа страстно увлёкся театром. Страсть была настолько яркой и сильной, что переросла в крепкую любовь на всю жизнь. У мальчика были даже игрушечные наборы с декорациями и бумажными фигурками актёров, а бабушка по материнской линии привозила для внука из Венеции марионеток. Во взрослой жизни Александр Бенуа часто разрабатывал художественное оформление к спектаклям.

В период с 1885 по 1890 года Александр учился в частной гимназии Карла Ивановича Мая, где подружился с будущими художником Константином Сомовым, музыкантом Вальтером Нувелем и критиком Дмитрием Философовым. В дальнейшем они организовали общество «Мир искусства». В 1887 году Александр Бенуа посещал Академию художеств, однако получаемые знания не удовлетворяли требований художника и он бросил обучение. Профессионально образование живописца великий художник так и не получил.

Бенуа — идеолог новой художественной эпохи
Источник: google.com. Александр Николаевич Бенуа. «У бассейна Цереры» (из серии «Последние прогулки короля»). 1897 год.

В период с 1890 по 1894 года Бенуа учился на юридическом факультете Петербургского университета, а живописью занимался самостоятельно. Учителями юного художника были старший брат Альберт и французские художники XVIII столетия — Франсуа Буше, Антуан Ватто, Жан-Оноре Фрагонар. Александр Бенуа разработал свою собственную программу обучения — много упражнялся в рисовании с натуры, с головой погрузился в изучение истории живописи. Собственный план обучения полностью заменил систематическое обучение в Академии художеств. Более того, изучение живописи позволило в дальнейшем Бенуа встать у истоков отечественного искусствознания.

В возрасте двадцати трёх лет в 1893 году Бенуа впервые принял участие в выставке «Общества акварелистов», а в 1894 году напечатал первый очерк о русском искусстве в мюнхенском издании «История живописи в XIX веке». Данным очерком он заявил о себе как о молодом талантливом специалисте в области искусствознания.

Бенуа — идеолог новой художественной эпохи
Источник: google.com. Александр Николаевич Бенуа. «Озеро Примель. Бретань.». 1905 год.

В 1894 году Александр Бенуа женился на Анне Кинд, знакомство с которой произошло ещё в отроческие годы. Впервые с будущей женой Бенуа встретился в шестилетнем возрасте на свадьбе брата Альберта, который женился на старшей сестре Анны — Марии Кинд. Первое признание в любви Александр сделал на маскараде, когда ещё учился в гимназии, в шестнадцать лет. Однако спустя некоторое время Альберт Бенуа и Мария Кинд развелись, что охладило отношения между семействами и в итоге привело и к разрыву между Анной и Александром в 1889 году.

Спустя два года роман между Анной и Бенуа возобновился, а в 1894 году, сразу после окончания учёбы в университете, Александр женился на Анне. Любовь к жене Александр Бенуа пронёс через всю жизнь — до конца своих дней Анна Кинд оставалась для художника самой очаровательной женщиной в мире. В 1895 году у супругов родилась дочь Анна.

В 1896 году Бенуа с женой и маленькой дочерью посетили Париж, после чего родилась серия акварелей «Последние прогулки короля». С этого момента начался творческий путь Александра Бенуа как художника-пейзажиста.

Бенуа — идеолог новой художественной эпохи
Источник: google.com. Александр Николаевич Бенуа. «Маскарад при Людовике XIV». 1898 год.

Величественный памятник культуры ушедшей эпохи Версаль — хранитель дворцовых тайн и истории, произвёл на художника сильное впечатление. Тщательное изучение исторических материалов позволило художнику воссоздать придворный быт Версаля в живописи во всей его красе. Александр Бенуа создал акварели-ретроспективы, которые описывают события прошлого.

Серия акварелей «Последние прогулки короля» пропитаны грустью и красноречиво повествуют зрителю о том, что яркий век молодости, силы и красоты короля Восходящего Солнца остался в прошлом. Данный цикл серийных работ художник передал в дар княгине Марии Клавдиевне Тенишевой, у которой он был хранителем частного художественного собрания.

В 1898 году в Париже у четы Бенуа родилась вторая дочь — Елена, названная в честь одной из двоюродных тёток. Воспитывалась Елена на французский лад, за которым тщательно следила приставленная к Анне сиделка. В этом же году художник написал «Маскарад при Людовике XIV» — яркая, в какой-то мере сказочная работа, пропитанная особой выразительностью и мажорным настроением.

Бенуа — идеолог новой художественной эпохи
Источник: google.com. Александр Николаевич Бенуа. «Водный партер в Версале». 1905 год.

В 1898 году произошло ещё одно важное событие — петербургская выставка произведений русских и финляндских художников. Организована выставка была обществом «Мир искусства» под руководством Александра Бенуа и Сергея Дягилева. Идея выставки заключалась в том, что участие в ней принимали молодые представители русской живописи, которые ненавидели рутину академизма, насаждаемого императорской Академией художеств. С другой стороны юные художники не жаждали никакой революции и с уважением относились к русской школе живописи.

В 1899 году общество получило официальное название «Мир искусства», а его идейным лидером стал Александр Бенуа, который также работал и над журналом общества. Мирискусники дали жизнь таким направлениям искусства, как книжная графика — оформление иллюстраций и сценография — оформление спектаклей. Кроме этого они изготовляли предметы мебели и другие объекты декоративно-прикладного искусства. Общество активно занималось изучением истории русского искусства, используя никем не рассматриваемые ранее материалы. На этом прервём повествование до следующего раза, когда расскажем о дальнейшем творчестве и судьбе великого художника.


# искусство

Закладки