Меню Поиск по сайту

лента

Выбрать категорию
Тот, кто испытал, — знает. Кто не испытал — не знает.

Тот, кто испытал, — знает. Кто не испытал — не знает.


«Сила — это возможность разломить плитку шоколада голыми руками и потом съесть только один её кусочек» — Джудит Виорст.


В 1995 году французы впервые провели вкусный, сладкий и ароматный праздник — День шоколада. Весёлый праздник пришёлся по душе не только детям, но и завоевал сердца взрослых и всех любителей шоколада. С тех пор День шоколада стал всемирным праздником и ежегодно отмечается 11 июля.

Существует предположение, что впервые шоколад появился у майя и ацтеков, которые знали секретный рецепт приготовления «пищи богов». Они собирали какао-бобы, обжаривали их с водой, а затем добавляли горький перец. На выходе получался острый пенистый и очень жирный напиток, который пили холодным. Так что шоколад с перцем, появившийся на полках в магазинах, не является современным изобретением.

Тот, кто испытал, — знает. Кто не испытал — не знает.
Источник: google.com.

В Европе шоколад впервые стал фигурировать с 1520-х годов благодаря испанскому конкистадору Эрнану Кортес. К началу XVII столетия европейцам удалось разработать рецепт сладкого горячего шоколада. В те далёкие времена шоколад могли позволить себе лишь аристократы, которые употребляли его для укрепления физических сил и выносливости.


В Европе шоколад окрестили «чёрным золотом»

В 1828 году голландец Конрад ван Гутен запатентовал недорогой способ выжимки масла какао из тёртого какао, так началась современная история шоколада. Метод голландца позволил создавать твёрдый шоколад, который и вытеснил из привычного рациона европейцев жидкий горячий шоколад.

Тот, кто испытал, — знает. Кто не испытал — не знает.
Источник: google.com.

Со второй половины XIX века и по начало XX столетия в мире произошла вторая промышленная революция, которая характеризуется массовым освоением поточного производства. Лакомство, способное повышать настроение и поддерживать тонус организма, стало доступно всем.


В 1843 году французский кондитер Жан Пьетре впервые получил твёрдый шоколад

Горький, молочный, белый и даже рубиновый шоколад присутствует в жизни практически каждого человека. Школьные чаепития, торжества, встречи с родными и близкими, деловые встречи и переговоры — непременным спутником мероприятий будет шоколад, который подаётся с чаем или кофе.

Хвалебные оды петь шоколаду можно бесконечно долго. Предлагаем на этом остановиться, налить горячего чаю или чашечку ароматного кофе, взять любимый шоколад и прочитать суфийскую притчу о чае, главная мысль в которой применима и к истории шоколада.

Тот, кто испытал, — знает. Кто не испытал — не знает.
Источник: google.com.

Сказание о чае

В древние времена рецепт приготовления чая был известен только в Китае. Слухи о чае распространились по всему свету, дошли до мудрецов и невежд, и каждый пытался как можно больше узнать о нём в соответствии с тем, каким он его себе представлял.

Царь Инджа, что значит «здесь», снарядил в Китай посольство, которое получило от китайского императора немного чая для своего правителя. Но, увидев, что даже простые китайские крестьяне пьют чай, посланники Инджа решили не привозить своему царю столь грубый напиток; к тому же они были убеждены, что китайский император обманул их и вместо небесного напитка подсунул какую-нибудь дрянь.

Между тем величайший философ из Анджа, что значит «там», собрал все, какие только мог, сведения о чае и пришёл к выводу, что это некая субстанция, которая в самом деле существует, но редко встречается и принадлежит к порядку вещей, мало известных. Ибо ничего определённого о нём нельзя было сказать: трава это или вода, зелёный он или чёрный, горький или сладкий?

Тот, кто испытал, — знает. Кто не испытал — не знает.
Источник: google.com.

В странах Кашиш и Бебинев люди на протяжении целых столетий испытывали все травы, какие им только попадались. Многие травы оказались ядовитыми, чем весьма разочаровали своих исследователей. А так как никто не завёз в их земли семена чайных кустов, все их поиски были тщетными. Они также перепробовали всевозможные жидкости, но с тем же успехом.

На территории Мазхаба — «сектантство» — при исполнении религиозных обрядов процессия жрецов перед толпой верующих провозила небольшой ларь, наполненный чаем. Но никому и в голову не приходило приготовить из него напиток. Они даже не знали, как это делается. Все были убеждены в том, что чай сам по себе обладает магическими свойствами. Однажды один мудрый человек сказал:
— Вы, невежды! Залейте его кипящей водой!

Но его тут же схватили и распяли, потому что согласно их вере такие действия могли бы разрушить свойства чая. Подобный совет мог дать только отъявленный еретик и враг религии. Незадолго до гибели мудрый человек раскрыл секрет приготовления чая небольшому кругу людей. Этим людям удалось сохранить немного чая, и они тайно приготовляли его и пили. Один человек, застав их за чаепитием, спросил:
— Что вы делаете?
Они ответили ему:
— Это лекарство, которым мы лечимся от одной болезни.

Тот, кто испытал, — знает. Кто не испытал — не знает.
Источник: google.com.

Итак, одни видели чайные кусты, но не обращали на них никакого внимания. Другим его предлагали испробовать, но они отказывались, полагая, что это напиток для простых людей. Третьи владели чаем, но вместо того, чтобы пить его, поклонялись ему. За пределами Китая лишь несколько человек пили чай, да и то в строгой тайне.

Но вот пришёл человек знания и сказал купцам, занимавшимся чайной торговлей, любителям чая и другим:
— Тот, кто испытал, — знает. Кто не испытал — не знает. Вместо того чтобы произносить пустые речи о небесном напитке, предлагайте его людям на ваших пирах. Те, кому чай понравится, попросят ещё. Те, кому он не понравится, продемонстрируют, что недостойны сделаться его почитателями. Закройте же лавки красноречия и таинственности и откройте чайханы опыта.

Тот, кто испытал, — знает. Кто не испытал — не знает.
Источник: google.com.

Итак, от города к городу, от села к селу потекли по Шёлковому Пути караваны с чаем. Купцы, чем бы они ни торговали — нефритом, драгоценными камнями или шёлком,— останавливаясь на отдых, готовили чай, если умели, и предлагали его местным жителям, знали те о нём или нет. Так появились чайханы, которые строились на всём пути от Пекина до Бухары и Самарканда. И те, кто пробовали, — узнали.

Вначале, как всегда бывает, чаем заинтересовались только великие и проницательные мыслители, давно искавшие небесный напиток. Прежде их отношение к чаю сводилось к таким стереотипным фразам: «Но ведь это обыкновенная сушёная трава» или «Почему ты кипятишь воду, чужестранец? Ведь я прошу у тебя небесного напитка». А иные из них говорили: «Как мне знать, что это такое? Докажите, что это чай. Да и цвет вашей жидкости не золотой, а коричнево-жёлтый».

Но когда истина сбросила с себя покров тайны и чай стал доступен всем, кто хотел его попробовать, роли людей поменялись, и те, кто высказывались теперь подобно этим мудрецам, оказались в дураках. Такая ситуация сохраняется и по сей день.


# луг

Закладки
Здесь будет реклама
Каменный компьютер вычисления времени

Каменный компьютер вычисления времени


Миллиарды лет тому назад из газовых и пылевых облаков возникло Солнце и планеты, входящие в его систему.


С древних времён люди устремляли взор к небу, наблюдали за звёздами, Луной и главным светилом — Солнцем, которого одновременно и боялись, и почитали как бога. С тех далёких времён человечество изучает Солнце, знает о его животворной силе и использует дневное светило для отсчёта времени.

С целью изучения и определения времени строились в древности многие сооружения, которые помогали людям определять точки восхода и захода Солнца в начале весны или лета. Пожалуй, одним из самых выдающихся и удивительных сооружений является громадное каменное кольцо Стонхендж в Англии.

Каменный компьютер вычисления времени
Источник: google.com.

Строительство Стонхенджа длилось в течение долгого периода, примерно между 3000 и 1000 годами до нашей эры. Археологические исследования позволили установить последовательность стадий строительства Стонхенджа. Однако, несмотря на точную датировку некоторых стадий, нельзя абсолютно уверенно судить о том, в какой последовательности происходили некоторые строительные работы.

Первыми сооружениями Стонхенджа являются ров и вал, строительство которых, как показал радиоуглеродный анализ кирки из оленьего рога, относится к 3000 году до нашей эры. Не позднее 2000 года до нашей эры были вырыты ямы Обри, хотя некоторые археологии полагают, что возраст ям более значителен: примерно 2700 года до нашей эры. Около 2150 года до нашей эры началось строительство Аллеи, а в период между 2100 и 1800 годами до нашей эры были установлены сарсены. Строительство монумента было завершено приблизительно к 1500 году до нашей эры, когда были выкопаны ямы Y и Z.

Каменный компьютер вычисления времени
Источник: google.com.

Тщательное изучение монумента на протяжении 400 лет позволило раскрыть многие его тайны. Археологам удалось составить подробный план памятника и сделать предположения в каких целях он использовался древними. Так что же такое Стонхендж и для каких целей использовался?

Границы Стонхенджа определяются двумя внешними кольцами — земляным рвом и земляным валом. Вдоль внутренней стороны вала располагается кольцо из 56 ям Обри, названных в честь Джона Обри, обнаружившего их в XVII веке. Дальнейшее исследование ям Обри показало, что когда-то давно они были круглыми и многие из них являлись местами для захоронения умерших, подвергнутых кремации. В 1920-х годах были найдены ямы Y и Z, предназначение которых неизвестно до сих пор. Существует предположение, что в этих ямах раньше стояли камни, однако никаких фрагментов камня ни в одной из них не найдено.

Каменный компьютер вычисления времени
Источник: google.com.

Центральная часть монумента состоит из двух рядов подковообразных камней и Алтарного камня посередине. Крупные камни Стонхенджа вырублены из твёрдого песчаника — сарсена. Сегодня большое центральное кольцо состоит из 17 гигантских сарсеновых блоков, но в те далёкие времена оно состояло из 30 камней. Более того, поверх этих вертикальных сарсеновых блоков было уложено кольцо горизонтальных сарсенов — перемычек.


Сарсеновые блоки весят 45 тонн, как девять взрослых слонов-самцов, а их длина достигает 7 метров

Обратите внимание на форму вертикальных сарсенов — они немного сужаются в верхней части, за счёт чего кажутся выше, чем на самом деле. Форма перемычек также заметно искривлена, так что все вместе они образуют окружность. Удивление и поражение вызывает не столько формы сарсенов, сколько то что делались они при помощи лишь каменных орудий.

Каменный компьютер вычисления времени
Источник: google.com.

Внутри сарсенового кольца располагается меньшее по размеру кольцо из каменных блоков, называемых голубыми. Археологи предполагают, что первоначально голубых камней насчитывалось 82, но со временем многие из них обрушились или раскололись под тяжестью упавших на них сарсенов. Многие голубые камни выветрились под действием дождя и ветра, а некоторые и вовсе были унесены и использовались в иных целях.

Внутри кольца из голубых камней располагаются самые крупные сарсены Стонхенджа — трилиты. Кольцо состоит из пяти трилитов, которые образуют подковообразную линию. Отдельно взятый трилит состоит из двух вертикальных глыб, которые соединены перемычкой. На некоторых гигантских трилитах обнаружены очертания доисторических топоров и кинжалов, но значение их археологам не известно.


Трилит в переводе с греческого означает «три камня»
Каменный компьютер вычисления времени
Источник: google.com.

В самом центре монумента лежит ещё один сарсен — Алтарный камень, который когда-то давно стоял вертикально. Камень этот располагается аккурат на оси симметрии, воображаемой прямой линии, которая делит Стонхендж пополам. Располагаются на плане Стонхенджа ещё четыре менее крупных сарсеновых камня, которые стоят с внутренней стороны вала. Назначение данных камней исследователям пока не удалось определить. Однако некоторые учёные полагают, что древние земледельческие сообщества использовали их как астрономические указатели.

Охраняет вход в Стонхендж Пяточный камень, который находится вне большого кольца, на Аллее. Саму Аллею впервые отметил в 1721 году археолог Уильям Стакли. Предполагается, что Аллея была дорогой, по которой двигались ритуальные процессии. Исследователи полагают, что столь обширные огороженные пространства, как в Стонхендже, часто использовались сельскохозяйственными общинами для проведения важных мероприятий. Одними из важных были дни летнего и зимнего солнцестояния.

Каменный компьютер вычисления времени
Источник: google.com.

Стонхендж так устроен, что в день летнего солнцестояния, в момент восхода, солнце оказывается на оси симметрии монумента. В день зимнего солнцестояния солнце находится на этой же оси, но в момент заката.

Достоверно до сих пор не известно в каких именно целях использовался монумент, гипотез и версий много. Возможно, в Стонхендже проводили ритуалы на плодородие земли и богатого урожая, совершали жертвоприношения богам. Возможно, монумент выступал своеобразной обсерваторией каменного века, в которой наблюдали за астрономическими явлениями и предсказывали космические катастрофы. Например, зная точки восхода и захода Солнца и Луны, на которые указывают линии, соединяющие некоторые камни, можно предсказать даты затмений.


Стонхендж и его окрестности в 1986 году внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО

Столь великое количество версий предназначения Стонхенджа обусловлено артефактами и свидетельствами, найденными в нём. Остаётся надеяться, что в скором времени будущие археологические раскопки и исследования пополнят копилку знаний и раскроют секреты Стонхенджа.


# развитие

Закладки
Джотто и «Библия для неграмотных»

Джотто и «Библия для неграмотных»


25 марта 1303 года была торжественно открыта и освящена для верующих капелла Скровеньи в Падуе, часто называемой капелла дель Арена.


В 1300 году богатый торговец Энрико Скровеньи из Падуи начал возводить на фундаменте древнего римского амфитеатра часовню, для росписи которой был приглашён известный живописец в Италии Джотто ди Бондоне. Приступил великий художник к работам ещё до окончания строительства и, на этапе разработки плана росписей, предложил Скровеньи удлинить капеллу.

На удлинённой части западной стены, прямо над входом, Джотто поместил финальную сцену своего живописного рассказа «Библии для неграмотных» — «Страшный суд». Именно ради этой сцены живописец и изменил архитектурный облик часовни. Композиция фрески написана согласно иконографической традиции и состоит из нескольких уровней.

Джотто и «Библия для неграмотных»
Источник: google.com. Джотто ди Бондоне. Жертвоприношение Иоакима. 1304 — 1306 года.

На нижнем уровне в правом углу изображён в алом пламени ад с чудовищами и Сатаной. С левой стороны Джотто изобразил заказчика Скровеньи, протягивающего модель капеллы Деве Марии. В центр композиции художник поместил Иисуса Христа в мандорле, который левой рукой отталкивает грешников в ад, а правую протягивает праведникам. По обе стороны от Христа живописец написал двенадцать апостолов, над которыми размещены святые и ангелы.


Мандорла — в христианской иконографии миндалевидное сияние, среди которого изображали Христа и Богоматерь, когда хотели представить Их во славе

«Страшный суд» состоит из нескольких сцен, однако композиция фрески симметрична и продумана, в ней нет дробности, сюжет централизован. Работа художника явилась в то время новаторством в живописи. Джотто первым создал единый сюжет, пространство которого выглядит объёмным и многофигурным.

Джотто и «Библия для неграмотных»
Источник: google.com. Джотто ди Бондоне. Страшный суд. 1304 — 1306 года.

Напротив «Страшного суда» в алтарной части храма живописец разместил сюжет «Благовещение», который выступил своеобразным прологом ко всей евангельской истории и подчеркнул главное — часовня посвящена Деве Марии Милосердия.

В центре часовни, на левой и правой стенах, расположены три яруса фресок, которые повествуют евангельский сюжет. Верхний пояс левой стороны показывает сцены жития Иоакима и его жены Анны — отца и матери Богородицы. В данной линии фресок насчитывается шесть сюжетов: «Изгнание Иоакима из храма», «Иоаким удаляется в пустыню» («Иоаким среди пастухов»), «Явление ангела святой Анне», «Жертвоприношение Иоакима», «Сон Иоакима», «Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот». Все работы были выполнены в 1304 — 1306 годах.

Джотто и «Библия для неграмотных»
Источник: google.com. Джотто ди Бондоне. Сон Иоакима. 1304 — 1306 года.

Верхний пояс правой стены повествует о жизни Девы Марии на шести фресках: «Рождество Марии», «Введение Марии во храм», «Женихи передают первосвященнику свои жезлы», «Моление женихов о процветании жезлов», «Обручение Марии с Иосифом», «Свадебное шествие Марии».

Второй пояс фресок левой стены рассказывает о младенчестве Иисуса Христа начиная с «Рождества Христова», «Поклонения волхвов», «Принесения Иисуса во храм» и заканчивается повествование «Бегством в Египет» и «Избиение младенцев».

Второй пояс фресок правой стены повествует о деятельности Христа и включает в себя также шесть сцен: «Иисус среди учителей», «Крещение Христа», «Брак в Кане Галилейской», «Воскрешение Лазаря», «Въезд в Иерусалим», «Изгнание торгующих из храма».

Джотто и «Библия для неграмотных»
Источник: google.com. Джотто ди Бондоне. Избиение младенцев. 1304 — 1306 года.

Нижний ярус фресок на левой стене описывает — «Тайная вечеря», «Омовение ног», «Поцелуй Иуды», «Иисус перед Кайафой», «Бичевание Христа» («Осмеяние Христа»). Самой впечатляющей фреской из всех в капелле является «Поцелуй Иуды». Джотто был новатором в мировой живописи, до которого никто и никогда ещё не изображал так ярко человеческие эмоции при поединке взглядов. В одном поцелуе динамично и психологично изображён важный поединок добра со злом. Третья линия сюжетов на правой стороне капеллы завершает рассказ о земной жизни Христа: «Шествие на Голгофу», «Распятие», «Оплакивание Христа», «Не прикасайся ко мне», «Вознесение» и «Сошествие Святого Духа».

Все фрески капеллы выполнены в едином праздничном стиле с преобладанием ярко-голубых и золотистых цветов. Образы на фресках представлены монументальными и объёмными. Джотто был новатором в живописи, до него никто не применял в работах эффект светотени. Однако и отпечаток средневекового искусства на фресках прослеживается — плоское фон-небо, условные горы и скалы, ангелы парящие в небе, разномасштабность фигур.

Джотто и «Библия для неграмотных»
Источник: google.com. Джотто ди Бондоне. Поцелуй Иуды. 1304 — 1306 года.

Завершают «Библию для неграмотных» на нижних поясах в цоколе зала человеческие добродетели и пороки. Четырнадцать аллегорических образов расположены по обе стороны капеллы. На левой стене представлен «греховный ряд», а на правой стене изображён ряд добродетели.

Аллегории похожи на мраморные изваяния и словно вставлены в ниши. Фрески аллегорических образов Джотто выписал монохромно, что гармонично сочетается с цокольным мраморным поясом. Великий художник и тут выступил новатором исполнив фрески в данном стиле, который позже получил название «гризайль».

25 марта 1305 года состоялась вторая церемония освящения капеллы, когда ещё шли работы над последними фресками. Удивительная роспись капеллы привлекала в часовню большое количество верующих и паломников.

Джотто и «Библия для неграмотных»
Источник: google.com. Джотто ди Бондоне. Аллегория Несправедливости (Беззаконие). 1304 — 1306 года.

Завершив работы в Падуе великий мастер вернулся во Флоренцию к жене и детям и в период с 1310 по 1320 года вёл активную художественную и финансовую деятельность. С 1320 года Джотто был членом артели врачей и аптекарей, куда входили и художники. Во Флоренции мастер создавал не только иконы, но и расписывал строящиеся храмы.

Весной 1334 года Джотто был назначен главным архитектором Флоренции с установленным доходом в сто золотых в год. Став главным архитектором живописец незамедлительно приступил к строительству самой высокой башни в городе — храмовой колокольни Санта-Марии дель Фьоре. Стоит отметить и то, что помимо живописи и архитектуры Джотто возводил фортификационные сооружения с подземными переходами.

В 1336 году великого художника не стало. Похоронен мастер в храме Санта-Мария дель Фьоре.

Джотто ди Бондоне был новатором своего времени и внёс огромный вклад в развитие мирового искусства. Ученики мастера — Таддео Гадди и Мазо ди Банко — продолжили воплощать в своих произведениях принципы учителя, однако со временем флорентийская школа всё-таки утратила ясность и естественность образов. С распространением в западноевропейском искусстве готического стиля в итальянской живописи произошёл спад на многие десятилетия. Однако творчество Джотто стало основой для развития искусства эпохи Возрождения.


# искусство

Закладки