Меню Поиск по сайту

лента

Выбрать категорию
Галикарнасский мавзолей — пятое чудо света

Галикарнасский мавзолей — пятое чудо света


«Памятник беззаветной любви, которая даруется свыше» — когда-то давно такие строки написал один римский поэт о Галикарнасском мавзолее.


Две тысячи лет назад, на территории современного турецкого города Бодрум, располагался небольшой портовый город Галикарнас, которому суждено было оставить свой след в истории. В этом городе находилось пятое чудо света — мавзолей карийского царя Мавсола. Правда история великого Галикарнаса началась чуть раньше.

Ранее уже говорилось, что в конце второго тысячелетия до нашей эры греки активно искали и заселяли новые земли Малой Азии. В это же время возникли города Эфес, Галикарнас и, чуть дальше от побережья, Миласа. В 546 году до нашей эры земли захватила огромная персидская держава под управлением царя Кира II.

Галикарнасский мавзолей — пятое чудо света
Источник: google.com.

Персидская империя простиралась от Средиземного моря до Инда и от Чёрного моря до Индийского океана. Управлять столь огромными территориями из одного центра одному человеку было не под силу и царь Кир поступил разумно. Захваченные государства хотя и принадлежали Персии и подчинялись Киру, но всё также имели полную свободу действий во всём, что не вступало в противоречие с царём царей.

Захваченные государства, вошедшие в состав персидской империи, называли сатрапиями, а царей-наместников — сатрапами. В число захваченных государств входила Кария, столица которой на тот момент располагалась в Миласе. Около 400 года до нашей эры Карией правил Гекатомн и его не устраивала столица, которая хотя и лежала на пересечении важных торговых путей, но не имела столь надёжную защиту как Галикарнас с двумя естественными гаванями, защищёнными с моря островом.

Галикарнасский мавзолей — пятое чудо света
Источник: google.com.

Галикарнас в роли столицы государства был удобен и своим географическим расположением для судоходства вдоль берегов Малой Азии. Царь Гекатомн приступил к обширному переустройству города незамедлительно, но до переезда в новую столицу не дожил. В 377 году до нашей эры он умер, а на трон вступил его старший сын Мавсол, который продолжил дело отца.

Во времена правления Мавсола Галикарнас словно амфитеатром поднимался от порта вверх по склонам гор и был окружён мощными укреплениями. В центре города располагалась большая площадь для собраний — агора. В отдалении от площади был выстроен храм бога войны Ареса. Между храмом и площадью Мавсол решил воздвигнуть себе монументальное надгробие — мавзолей, который и названием своим, и величественным видом напоминал потомкам о царе и его славе.

Галикарнасский мавзолей — пятое чудо света
Источник: google.com.

Многие персидские цари и сатрапы, Мавсол в их числе, были страстными поклонниками греческого искусства и культуры. Работа над созданием проекта была поручена не местным архитекторам, а греческим. При чём среди всех мастеров строительного искусства был организован конкурс на лучший проект.

Победили в конкурсе Сатир и Пифей с таким проектом: основание мавзолея было пятиярусным с площадью в 33 на 39 метров. На основании располагался огромный куб длиной 27 метров и шириной 33 метра. Общая высота основания и куба достигла 22 метров. На самом верху располагалась усыпальница. Целлу окружало 39 одиннадцатиметровых колонн. Крыша была оформлена в виде 24-ступенчатой пирамиды, увенчанной мраморной квадригой — колесницей с четвёркой запряжённых в ряд коней.


Высота мавзолея достигала 49 метров, что равно шестнадцатиэтажному дому
Галикарнасский мавзолей — пятое чудо света
Источник: google.com.

Архитектура галикарнасского мавзолея не привычна для того времени и коренным образом ломала сложившиеся традиции в Греции. До возведения мавзолея в греческой архитектуре преобладали горизонтальные линии, то есть строения строили вытянутыми в ширину. Мавзолей же был устремлён вверх.

С возведением мавзолея была нарушена и ещё одна традиция. У греков было принято предавать умерших земле, даже знатных и почитаемых. Мавсол же пожелал, чтобы место его упокоения устремлялось к небесам. Заметим, что карийский царь не был первым в своих желаниях. За тысячу лет до него египтяне и персы возводили свои пирамиды и величественные гробницы.

Галикарнасский мавзолей поражал не только необычной конструкцией, но и шедевральными, изумительной карсоты, фризами и барельефами. Мастера изобразили на них состязания на колесницах, битву амазонок, богов и других мифологических героев в лучших античных традициях. Однако насладиться шедевром Мавсол не смог — в 353 году до нашей эры карийский царь умер.

Галикарнасский мавзолей — пятое чудо света
Источник: google.com.

Достраивать мавзолей стала его жена Артемизия, в знак своей безграничной любви. Стоит отметить и то, что Артемизия была не только женой, но и родной сестрой Мавсола. Таким образом и в данном случае были соблюдены египетские обычаи. В Египте фараоны часто женились на своих сёстрах, так как право на наследство у них имели не сыновья, а старшая дочь.

Достраивая гробницу Артемизия внесла небольшие изменения — квадригой на крыше управлял не возница, как обычно, а царская чета — Мавсол и Артемизия. Однако Артемизия тоже не дожила до окончания строительства мавзолея. Царица умерла через два года после смерти мужа и брата.

Галикарнасский мавзолей так и остался бы незавершённым, если бы не скульпторы, архитекторы и мастера, трудившиеся над шедевром. Они взяли инициативу в свои руки и завершили строительство. Мавзолей простоял 1500 лет и выдержал осаду и разрушения Александра Македонского и других войн. Однако в XII веке произошло землетрясение и большая часть строения рухнула.

Галикарнасский мавзолей — пятое чудо света
Источник: google.com.

Спустя триста лет крестоносцы использовали руины мавзолея при укреплении обороны от турок. Мавзолей был разобран до основания. В 1523 году султан Сулейман Великолепный захватил Галикарнас, а на месте мавзолея стали возводиться дома для завоевателей. Свидетельство о пятом чуде света так и осталось бы лишь в древних летописях ни чем не подтверждённым, если бы не английские археологи.

В 1857 году они выкупили двенадцать турецких домов и извлекли из под обломков то, что осталось. Ценные экспонаты монументального мавзолея хранятся в Британском музее в Лондоне. Находки являются живыми свидетельствами уникальной архитектуры галикарнасского мавзолея, которая чудесным образом соединила в себе особенности греческого, египетского и персидского стилей.


# факты

Закладки