Меню Поиск по сайту

лента

Выбрать категорию
Галикарнасский мавзолей — пятое чудо света

Галикарнасский мавзолей — пятое чудо света


«Памятник беззаветной любви, которая даруется свыше» — когда-то давно такие строки написал один римский поэт о Галикарнасском мавзолее.


Две тысячи лет назад, на территории современного турецкого города Бодрум, располагался небольшой портовый город Галикарнас, которому суждено было оставить свой след в истории. В этом городе находилось пятое чудо света — мавзолей карийского царя Мавсола. Правда история великого Галикарнаса началась чуть раньше.

Ранее уже говорилось, что в конце второго тысячелетия до нашей эры греки активно искали и заселяли новые земли Малой Азии. В это же время возникли города Эфес, Галикарнас и, чуть дальше от побережья, Миласа. В 546 году до нашей эры земли захватила огромная персидская держава под управлением царя Кира II.

Галикарнасский мавзолей — пятое чудо света
Источник: google.com.

Персидская империя простиралась от Средиземного моря до Инда и от Чёрного моря до Индийского океана. Управлять столь огромными территориями из одного центра одному человеку было не под силу и царь Кир поступил разумно. Захваченные государства хотя и принадлежали Персии и подчинялись Киру, но всё также имели полную свободу действий во всём, что не вступало в противоречие с царём царей.

Захваченные государства, вошедшие в состав персидской империи, называли сатрапиями, а царей-наместников — сатрапами. В число захваченных государств входила Кария, столица которой на тот момент располагалась в Миласе. Около 400 года до нашей эры Карией правил Гекатомн и его не устраивала столица, которая хотя и лежала на пересечении важных торговых путей, но не имела столь надёжную защиту как Галикарнас с двумя естественными гаванями, защищёнными с моря островом.

Галикарнасский мавзолей — пятое чудо света
Источник: google.com.

Галикарнас в роли столицы государства был удобен и своим географическим расположением для судоходства вдоль берегов Малой Азии. Царь Гекатомн приступил к обширному переустройству города незамедлительно, но до переезда в новую столицу не дожил. В 377 году до нашей эры он умер, а на трон вступил его старший сын Мавсол, который продолжил дело отца.

Во времена правления Мавсола Галикарнас словно амфитеатром поднимался от порта вверх по склонам гор и был окружён мощными укреплениями. В центре города располагалась большая площадь для собраний — агора. В отдалении от площади был выстроен храм бога войны Ареса. Между храмом и площадью Мавсол решил воздвигнуть себе монументальное надгробие — мавзолей, который и названием своим, и величественным видом напоминал потомкам о царе и его славе.

Галикарнасский мавзолей — пятое чудо света
Источник: google.com.

Многие персидские цари и сатрапы, Мавсол в их числе, были страстными поклонниками греческого искусства и культуры. Работа над созданием проекта была поручена не местным архитекторам, а греческим. При чём среди всех мастеров строительного искусства был организован конкурс на лучший проект.

Победили в конкурсе Сатир и Пифей с таким проектом: основание мавзолея было пятиярусным с площадью в 33 на 39 метров. На основании располагался огромный куб длиной 27 метров и шириной 33 метра. Общая высота основания и куба достигла 22 метров. На самом верху располагалась усыпальница. Целлу окружало 39 одиннадцатиметровых колонн. Крыша была оформлена в виде 24-ступенчатой пирамиды, увенчанной мраморной квадригой — колесницей с четвёркой запряжённых в ряд коней.


Высота мавзолея достигала 49 метров, что равно шестнадцатиэтажному дому
Галикарнасский мавзолей — пятое чудо света
Источник: google.com.

Архитектура галикарнасского мавзолея не привычна для того времени и коренным образом ломала сложившиеся традиции в Греции. До возведения мавзолея в греческой архитектуре преобладали горизонтальные линии, то есть строения строили вытянутыми в ширину. Мавзолей же был устремлён вверх.

С возведением мавзолея была нарушена и ещё одна традиция. У греков было принято предавать умерших земле, даже знатных и почитаемых. Мавсол же пожелал, чтобы место его упокоения устремлялось к небесам. Заметим, что карийский царь не был первым в своих желаниях. За тысячу лет до него египтяне и персы возводили свои пирамиды и величественные гробницы.

Галикарнасский мавзолей поражал не только необычной конструкцией, но и шедевральными, изумительной карсоты, фризами и барельефами. Мастера изобразили на них состязания на колесницах, битву амазонок, богов и других мифологических героев в лучших античных традициях. Однако насладиться шедевром Мавсол не смог — в 353 году до нашей эры карийский царь умер.

Галикарнасский мавзолей — пятое чудо света
Источник: google.com.

Достраивать мавзолей стала его жена Артемизия, в знак своей безграничной любви. Стоит отметить и то, что Артемизия была не только женой, но и родной сестрой Мавсола. Таким образом и в данном случае были соблюдены египетские обычаи. В Египте фараоны часто женились на своих сёстрах, так как право на наследство у них имели не сыновья, а старшая дочь.

Достраивая гробницу Артемизия внесла небольшие изменения — квадригой на крыше управлял не возница, как обычно, а царская чета — Мавсол и Артемизия. Однако Артемизия тоже не дожила до окончания строительства мавзолея. Царица умерла через два года после смерти мужа и брата.

Галикарнасский мавзолей так и остался бы незавершённым, если бы не скульпторы, архитекторы и мастера, трудившиеся над шедевром. Они взяли инициативу в свои руки и завершили строительство. Мавзолей простоял 1500 лет и выдержал осаду и разрушения Александра Македонского и других войн. Однако в XII веке произошло землетрясение и большая часть строения рухнула.

Галикарнасский мавзолей — пятое чудо света
Источник: google.com.

Спустя триста лет крестоносцы использовали руины мавзолея при укреплении обороны от турок. Мавзолей был разобран до основания. В 1523 году султан Сулейман Великолепный захватил Галикарнас, а на месте мавзолея стали возводиться дома для завоевателей. Свидетельство о пятом чуде света так и осталось бы лишь в древних летописях ни чем не подтверждённым, если бы не английские археологи.

В 1857 году они выкупили двенадцать турецких домов и извлекли из под обломков то, что осталось. Ценные экспонаты монументального мавзолея хранятся в Британском музее в Лондоне. Находки являются живыми свидетельствами уникальной архитектуры галикарнасского мавзолея, которая чудесным образом соединила в себе особенности греческого, египетского и персидского стилей.


# факты

Закладки
Здесь будет реклама
Ян Вермеер — мастер света и тени

Ян Вермеер — мастер света и тени


Ярким художником «Золотого голландского века» и самым талантливым в «Гильдии Святого Луки» был Ян Вермеер.


Первое свидетельство о рождении прославленного на века художника появилось в книге регистрации крещений церкви Ньиве Керк, что в городе Делфт, 31 октября 1632 года. Родился художник в зажиточной семье портного Рейнир Янсон. О достатке семьи свидетельствует и то, что жила семья на главной площади Делфта, держала постоялый двор, а глава семейства занимался ещё и шёлкоткачеством.

О жизни Яна Вермеера известно очень мало. Исследователям творчества и жизни великого художника не удалось достоверно восстановить информацию ни о его детстве, ни о юности. Достоверно известно лишь, что Вермеер венчался с Катариной Болнес 21 апреля 1653 года. В декабре этого же года художник был принят в гильдию Святого Луки. Отметим, что главным условием вступления в гильдию было шесть лет обучения живописи у мастера, состоявшего в гильдии. Следовательно, художник получил образование живописца.

Ян Вермеер — мастер света и тени
Источник: google.com. Ян Вермеер, «Улица в Делфте», около 1657 — 1659 годов.

Однако до настоящего времени так и не установлено кто являлся учителем Вермеера, но с уверенностью можно сказать, что большое влияние на творчество мастера оказал голландский художник Карел Фабрициус. Кроме того, исследователи полагают, что Вермеер был лично знаком с живописцами Яном Стеном, Питером де Хохом, Герардом Терборхом, манера письма которых была близка художнику.

Последнее документальное свидетельство о великом художнике было сделано в церкви Ауде Керк — 15 декабря 1675 года здесь был похоронен живописец. Однако, хотя биографические сведения о Вермеере и скудны, его творчество намного красноречивее и рассказывает о жизни художника и его современников.

Ян Вермеер — мастер света и тени
Источник: google.com. Ян Вермеер, «Молочница», 1658 — 1660 года.

В XVII веке мир погрузился в научные и географические открытия. Наука всё больше занимала умы европейцев, отодвигая религиозно-христианское бытие на задний план. Вселенная всё меньше и меньше воспринималась как чудо и творение Божие. Пугающие, неизведанные и непонятные явления окружающего мира стали открываться человеку благодаря физике и географии.

Разумеется религия по-прежнему имела своё историческое значение, но чаще на поле политических интриг, нежели в жизнях простых людей. На первое место вышли чуткое восприятие окружающей природы и предметы быта повседневной жизни. Именно поэтому в Голландии стали популярны жанры морских пейзажей, интерьеры и натюрморт.

Ян Вермеер — мастер света и тени
Источник: google.com. Ян Вермеер, «Урок музыки», 1662 год.

Благодаря этому в изобразительном искусстве была предпринята попытка передачи тона и фактуры предметов при различном освещении. Истинным мастером света был Ян Вермеер. Произведения мастера наполнены многочисленными бликами, делающими каждую деталь произведения яркой, словно искрящаяся драгоценность.

Другой отличительной особенностью в голландской живописи XVII века было изображение бытовых сценок из жизни простых людей. Картины Вермеера показывают повседневные дела крестьян и горожан в полной мере и без лишних слов, но с учётом аллегорических значений на первый взгляд самых непримечательных деталей. Особое внимание художник акцентировал на психологическом состоянии персонажей в минуту раздумий и отдыха.

Ян Вермеер — мастер света и тени
Источник: google.com. Ян Вермеер, «Географ», 1668 — 1669 год.

Изучение полотен Вермеера показало, что в натюрмортах, которые встречаются практически в каждом произведении, мастер применял способ наложения мазка, не свойственный ни одному из его современников. Исследователи до сих пор не могут разгадать для чего Вермеер писал мелкими точечными ударами кисти, которые были на столько мелкими, что разглядеть их можно лишь с очень близкого расстояния.

Существует две гипотезы почему художник использовал такую технику написания натюрмортов. Первая предполагает, что художник опасался подделок и надеялся, что воспроизвести его метод никто не сможет. Стоит отметить, что художник не ошибся в своих опасениях. В истории есть примеры, когда другие люди писали картины и выдавали свои произведения за шедевры гения.

Другая гипотеза также имеет место быть и связана она с известным учёным Антони ван Левенгуком, который работал в области молекулярного строения вещества. По мнению учёного материя состоит из точек, которые он называл «глобул». Исследователи полагают, что Вермеер верил в то, что воссоздавая точечную структуру при написании полотен, он творит живописный мир так же, как и Бог.

Ян Вермеер — мастер света и тени
Источник: google.com. Ян Вермеер, «Девушка, читающая письмо у окна», около 1657 года.

Установлено, что работая над произведениями, Ян Вермеер использовал камеру-обскуру. Подтверждением тому являются произведения мастера. Если взглянуть на мир через окошечко камеры, то окружающая действительность воспринимается именно с такими бликами, как и на полотнах великого художника. Например, «Спящая молодая женщина», около 1656 — 1657 годов.

Игра света и тени на полотнах Яна Вермеера впервые появилась в картине «Девушка, читающая письмо у окна», около 1657 года. С этого момента живописец будет использовать найденный композиционный приём и в других произведениях. Будут меняться девушки и интерьер, но неизменной останется композиция — изображённая героиня лицом к окну.

Ян Вермеер — мастер света и тени
Источник: google.com. Ян Вермеер, «Девушка с жемчужной серёжкой», около 1665 — 1666 год.

Отличительной особенностью произведений Вермеера было изображение на стенах комнат географических карт, на некоторых из них даже узнаваемы очертания суши и морей. И это не случайно, на тот момент времени Голландия была истинной морской державой, где активно издавались карты.

Стоит заметить, что круг сюжетов основных произведений художника узок. В отличие от итальянских и фламандских мастеров, изображавших на полотнах активное действие, Вермеер показывал зрителю мир созерцателей. Несмотря на то, что Ян Вермеер за свою жизнь создал не столь много произведений, исследователи искусства признают его единственным живописцем, в творчестве которого столь высокий процент шедевров.


# искусство

Закладки
Мартин Лютер — инициатор Реформации

Мартин Лютер — инициатор Реформации


«Мой гнев — Божий гнев. Господь использовал моих врагов, чтобы принудить меня ещё сильнее возвысить мой голос. Я должен говорить, кричать, вопить и писать до тех пор, пока им не надоем» — Мартин Лютер.


В 1483 году в Эйслебене, Саксония, в семье рудокопа родился Мартин Лютер. Мальчик рос необычайно способным и поступил в Эрфуртский университет на юриспруденцию. Однако Мартин обнаружил, что больше его привлекает богословие. В 1505 году он оканчивает университет и получает степень магистра. В этом же году Лютер вступает в августинское аббатство в Эрфурте. В 1508 году Мартин Лютер получает место профессора теологии Эрфуртского университета.

Работа в университете, да и вся академическая жизнь, привела к тому, что Мартин Лютер тесно соприкоснулся с реформистскими идеями, распространяемыми в научных кругах Европы. Десять лет Лютер держал свои убеждения при себе, но как только он заявил о своей позиции в открытую, ничто и никто не мог заставить его замолчать.

Мартин Лютер — инициатор Реформации
Источник: google.com

31 октября 1517 года на дверях виттенбергской церкви Мартин Лютер вывесил список из девяносто пяти тезисов, пропозиций, для публичной дискуссии. Практически сразу он оказался в центре бури, которая в дальнейшем прокатилась по всей Европе и инициировала движение протестантской Реформации. Но что явилось причиной столь смелого поступка — пойти против Церкви и самого папы.

Мартин Лютер, августинский монах и профессор теологии Виттенбергского университета, пришёл в ярость, когда весной 1517 года доминиканский монах Иоханн Тецель стал продавать в пределах Саксонии индульгенции. Изначально индульгенция представляла собой грамоту об отпущении грехов, которую выдавали за особую плату церкви от имени папы римского. Однако к концу средних веков продажа индульгенций стала более привлекательным и прибыльным делом.

Мартин Лютер — инициатор Реформации
Источник: google.com

К моменту протеста Мартина Лютера индульгенции стали продавать всем желающим вечной жизни и блаженства. Вырученные средства с продаж индульгенции шли на оплату папских долгов, но не на нужды церкви и прихожан. В 1567 году папа Пий V отменил все индульгенции, но произошло это спустя пятьдесят лет после первого протеста Мартина Лютера.

В скором времени после пропозиций Мартина Лютера, в начале 1518 года последовал ответ Церкви. Хитроумный учёный доминиканского ордена Иоханн фон Экк выступил против Лютера, публично обвинив его в еретичестве. В поддержку Лютера поднялась народная волна. В целях погасить страсти, церковь вызвала Лютера в Рим, где он продолжал страстно защищать свою точку зрения и убеждения.

Мартин Лютер — инициатор Реформации
Источник: google.com

Спустя практически год, в июне 1519 года Мартин Лютер встретился с Экком на публичных дебатах в Лейпциге. Завершились дебаты тем, что Лютер был вынужден признать, что власть исходит лишь от Библии. Однако человеку, чтобы дойти до истины и спасти свою душу вовсе не нужен папский престол с его несметными богатствами и роскошью, ритуалами и догмами.


Целью Лютера стал раскол церкви

В 1520 году Мартин Лютер опубликовал серию памфлетов в резком тоне, в которых нападал на папскую власть используя оскорбительный полемический язык. В памфлетах он требовал отменить ряд церковных ритуалов и таинства покаяния. В ответ на памфлеты папа Лев X выпустил буллу, в которой призвал Лютера к отречению.


3 января 1521 года Мартин Лютер был отлучён от церкви
Мартин Лютер — инициатор Реформации
Источник: google.com

Опасаясь распространения по Священной Римской империи лютеранских идей, которые приведут к расколу империи, Карл V потребовал, чтобы Лютер отрёкся от своих идей под угрозой изгнания. Мартин Лютер отказался последовать указу и был изгнан. Однако семена сомнений, брошенные Лютером, со временем проросли — в Европе возникли самые крупные протестантские церкви.

Мартин Лютер отчаянно защищался перед императором Священной Римской империи Карлом V, заявив следующее:

Я узник совести по слову Божию. Я не могу отречься, и я не отрекусь. Да поможет мне Бог. Аминь.

Спустя сорок лет после тезисов Мартина Лютера Европа раскололась на два лагеря: римско-католический и протестантский. Вслед за расколом последовали опустошительные войны, длившиеся сто лет. Римско-католическая церковь вынуждена была приступить к реформам, получившим название Контрреформация. Завершилось противостояние тем, что в пределах имперских городов можно было исповедовать обе веры.


# события

Закладки