Меню Поиск по сайту

лента

Выбрать категорию
Колосс Родосский — памятник богу Гелиосу

Колосс Родосский — памятник богу Гелиосу


Символом единства людей средиземноморского острова Родос была гигантская статуя Колосс Родосский — шестое чудо света из списка Антипатра.


В 305 году до нашей эры царь Деметрий, прозванный Полиоркетом, что означает «осаждающий города», потребовал от родосцев присоединиться к нему в его войне против египетского правителя Птолемея Сотера. Родосцы ответили отказом, так как Египет был их главным торговым партнёром. Деметрий был в ярости.

Несколько недель Деметрий пытался взять осаждённый город Родос, но все попытки не приводили к желаемому результату. Преодолеть стену, защищавшую город и гавань, так и не удавалось. Всё, что удалось сделать Деметрию, это высадить на остров мощный флот, доставить оружие и провиант.

Колосс Родосский — памятник богу Гелиосу
Источник: google.com. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. «Семья за столом». 1902 год.

Деметрий не сдавался и приказал соорудить осадную башню-гелеполу невиданных до того времени размеров. Дубовая башня представляла собой настоящего монстра, достигавшего в высоту около тридцати метров. Передвигалась башня при помощи колёс, а оборудована она была таранами и катапультами, которые метали камни весом до центнера на расстояние в несколько сот метров.


Башня-гелепола — передвижная башня для штурма крепостных стен

Башню приводили в движение 3 400 воинов. На верхних этажах башни располагались лучники и там же имелись перекидные мосты, которые опускали на городскую стену. Защиту от зажигательных стрел башне обеспечивали звериные шкуры, подвешенные на решётке из сплетённых прутьев и постоянно смачиваемые водой.

Монстр двинулся в атаку, подошёл к стене, пробил глубокую брешь и принёс победу Деметрию. Однако дальнейшее наступление и взятие города по каким-то причинам было отложено до утра, что дало родосцам шанс на спасение.

Колосс Родосский — памятник богу Гелиосу
Источник: google.com. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. «Сон». 1910 год.

Согласно легенде, когда жители Родоса увидели исчадие ада у своих стен, они пали на колени и стали просить помощи у покровителя города — бога солнца Гелиоса. Родосцы поклялись воздвигнуть Гелиосу статую, размерами большими, нежели гелепола, если он спасёт их от поражения.

Гелиос помог. Подсказал вырыть за стеной перед осадной башней глубокую яму и замаскировать её ветками и землёй. На следующее утро монстр Деметрия пришёл в движение, продвинулся вперёд на один метр и передними колёсами угодил прямиком в яму. Больше монстр не мог сделать никакого движения. К тому же башня-гелепола, пробившая накануне брешь в стене, закрыла её собой.

После поражения Деметрий снял осаду города, заключил с Родосом мирный договор и покинул остров. Родосцы же принялись за исполнение данной клятвы Гелиосу и соорудили величественный памятник, который вошёл в историю как шестое чудо света. Но остаётся одни вопрос, почему именно к Гелиосу обратились жители Родоса за помощью. Ответ можно найти в мифологии древних греков, которая рассказывает вот о чём.

Колосс Родосский — памятник богу Гелиосу
Источник: google.com. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. «Мать». 1915 год.

Как-то раз решил отец всех богов Зевс поделить землю между богами. Все присутствовали на данном мероприятии, не оказалось лишь бога солнца Гелиоса. Дело происходило утром, когда бог солнца совершал свой ежедневный путь по небосводу на золотой колеснице, запряжённой четвёркой огненных коней.

Вернувшись, Гелиос потребовал от Зевса остров, который он заприметил ещё тогда, когда медленно поднимался из под воды перед восхождением на небо. Островом оказался Родос. Зевс согласился, и с тех самых пор Гелиос стал особо почитаемым богом родосцев.

Жители Родоса принялись за выполнение обещанного и заказали у известного скульптора Харета из Линда восемнадцатиметровую статую. Стоит заметить, что родосцы оказались ловкими и хитрыми торгашами. Они заранее твёрдо договорились со скульптором о цене, включая плату за работу и материалы. Затем они потребовали увеличить статую в высоту в два раз.

Колосс Родосский — памятник богу Гелиосу
Источник: google.com. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. «Скрипка». 1916 год.

Харет, по-видимому, не особо умел считать, ну или не хотел производить новые расчёты, и просто удвоил ранее оговорённую сумму. Лишь позже скульптор осознал, что родосцы его провели. Фактически, затраты на работу и материалы возросли в восемь раз. Харет завершил работу над статуей, но стал банкротом и из-за долгов покончил жизнь самоубийством.

В 302 году до нашей эры Харет начал работу над Колоссом Родосским. Первым делом он соорудил железный каркас и покрыл его глиной. Полученная форма примерно соответствовала размерам будущей статуи. Следом за этим вокруг каркаса построили насыпь в виде винтовой лестницы. Стоя на ней мастера покрывали статую большими бронзовыми листами. Правда не известно, отливали листы или резали их по размерам.


12 тонн бронзы ушло на статую Колосс Родосский

Подумал скульптор и об устойчивости статуи — доверху заполнил её мелкими и крупными камнями. Внутри оставили лишь узкое пространство, где располагалась деревянная лестница, ведущая к голове и предназначавшаяся для ремонтных работ.

Колосс Родосский — памятник богу Гелиосу
Источник: google.com. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. «Черёмуха в стакане». 1932 год.

Статуя простояла не более 66 лет. В 224 году до нашей эры произошло сильное землетрясение, статуя не устояла и рухнула. Статуя пролежала почти 900 лет и никто её не смел тревожить, а связано это с одним предсказанием оракула. Согласно этому предсказанию, если статуя будет вновь установлена, то на Родос обрушатся несчастья.

В 653 году нашей эры арабы завоевали Родос, разобрали бронзовую облицовку статуи и на 900 верблюдах переправили её в древний город Эдессу, что на севере Месопотамии. На месте облицовку переплавили и от шестого и самого недолговечного чуда света до наших дней сохранилось лишь его название — колосс.


Гелиос Родосский ниже статуи Свободы в Нью-Йорке лишь на 10 метров

Греческое слово «colossos» изначально обозначало статую вообще, а с момента воздвижения гигантской статуи Гелиоса слово обрело иное значение: колосс — статуя громадных размеров, исполин.

Колосс Родосский — памятник богу Гелиосу
Источник: google.com. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. «Играющие мальчики». 1911 год.

Изображений со статуей Гелиоса никаких не сохранилось, представления о внешнем виде можно составить лишь по письменным источникам. Согласно одной версии, Гелиос стоял обнажённым на пьедестале в задумчивости с приложенной правой рукой ко лбу или держал в ней факел. Через левую руку у него было перекинуто покрывало. Другая версия гласит, что в левой руке Гелиос держал стрелу и лук перекинутый через плечо. Достоверно известно лишь то, что лицо Гелиоса и солнечный диск с семью лучами на голове были из чистого золота.


# факты

Закладки