Меню Поиск по сайту

лента

Выбрать категорию
Александрийский маяк — седьмое чудо света

Александрийский маяк — седьмое чудо света


После завоевания Египта Александр Македонский выбрал место для строительства города Александрия, набросал его план и определил место для строительства седьмого чуда света.


В первую годовщину завоевания Египта и обожествления в качестве фараона, 16 апреля 331 года до нашей эры, двадцатипятилетний Александр Македонский шагами отмерил прямоугольный участок земли размером 5370 на 1253 метров для возведения нового города. Действие сопровождалось торжественной процессией, за царём следовал жрец и посыпал следы Александра ячменной мукой.

Согласно предсказаниям оракула, ячменная мука должна была умилостивить богов и помочь Александру Македонскому осуществить все задуманные планы — основать Александрию, приобщить египтян к достижениям греческой культуры и вовлечь их в торговые и хозяйственные отношения с Грецией. По замыслу Александра Македонского Александрия должна была стать важнейшим центром морской торговли. И она стала.

Александрийский маяк — седьмое чудо света
Источник: google.com.

Создавая новые города Александр Македонский сам разрабатывал планы строительства. Выбирал места для агоры и торгового центра, определял число и месторасположение храмов, а также решал, каким греческим богам они будут посвящены. Так было и с Александрией. Более того, при разработке плана нового города, Александр приказал построить на указанном рифе, что у острова Фарос, гигантский маяк, который должен был стать самым грандиозным в истории человечества.

Задуманное Александром Македонским воплотилось в реальность за короткое время. В дельте Нила возник цветущий город с населением в шестьсот тысяч человек. Население в основном состояло из греческих переселенцев, египтян и евреев. Александрия стала одной из важнейших метрополий Средиземноморья. Однако увидеть маяк Александру было не суждено. За 23 года до начала строительства, в 323 году до нашей эры, он умер.

Александрийский маяк — седьмое чудо света
Источник: google.com.

Осуществлял задуманное строительство маяка уже другой царь — основатель династии Птолемеев, Птолемей I Сотер. Точная дата строительства маяка неизвестна и в разных источниках промежуток колеблется между 299 и 285 годов до нашей эры. Завершилось строительство во время правления его сына, Птолемея II Филадельфа.


Строительство маяка шло 12 лет и обошлось в 23 тонны серебра

Грандиозное сооружение имело квадратное основание площадью тридцать на тридцать метров, на которое был поставлен прямоугольник высотой семьдесят один метр. Прямоугольник слегка сужался кверху, а на нём возвышалась средняя часть в виде восьмиугольника высотой тридцать четыре метра. Далее, над средней частью размещалась круглая башня, в которой располагалась осветительная система маяка. На круглой башне располагались колонны, которые поддерживали конусообразную крышу, на которой стояла статуя Зевса.

Александрийский маяк — седьмое чудо света
Источник: google.com.

Нижняя часть маяка представляла собой четырнадцать сводов, расположенных один над другим. Вдоль внутренней стены проходил наклонный въезд, по которому свободно могла перемещаться одновременно пара вьючных животных. В середине маяка располагалась шахта, которая вела от внутренних помещений вверх к осветительной системе. Обустроенная канатная тяга помогала поднимать грузы на верхние этажи. Снаружи маяк был облицован белым мрамором.

Александрийский маяк, как впрочем и все мореходные сигнальные средства того времени, строился для использования в дневное время. Изначально, суда заходили в гавань до наступления темноты, чтобы не ночевать в море. Однако очень скоро Александрийская гавань стала оживлённым центром морской торговли.

Александрийский маяк — седьмое чудо света
Источник: google.com.

В речной части гавани разгружали зерно и овощи, что доставляли с плодородных полей долины Нила. В морской части гавани причаливали большие суда с вином из Греции, с пряностями с Востока, металлом из Испании и другими различными товарами со всего света. На судах в Александрию прибывали и чужеземцы: студенты, желающие изучать астрономию и философию; больные, надеявшиеся получить квалифицированную помощь у знаменитых александрийских врачей; приезжали дипломаты, купцы и путешественники, желающие увидеть чудесный город. В другие страны из александрийской гавани вывозили стекло, папирус и льняное полотно.

Судоходство стремительно развивалось, кораблям приходилось заходить и выходить из порта не только днём, но и ночью. В связи с этим на маяке установили мощное осветительное устройство, которое работало при помощи древесной смолы и масла. Дерево было дорогим и в город его ввозили лишь для строительства домов и судов.

Александрийский маяк — седьмое чудо света
Источник: google.com.

Свет в осветительной системе фокусировался и отражался вогнутым зеркалом, а луч света был таким ярким, что казалось увидишь его на другом краю света. Мощное излучение осветительной системы и грандиозное сооружение башни способствовали тому, что Александрийский маяк был причислен к Семи чудесам света, выдвинув из списка стены Вавилона.


Александрийский маяк стал первой башней с сигнальным огнём в истории судоходства

Строительство маяка было завершено в 279 году до нашей эры, а простоял маяк без малого тысячу лет. Многое повидал на своём веку маяк, выстоял множество военных потрясений, но, как и многие чудеса света ушёл в небытие. В 796 году нашей эры Александрийский маяк был разрушен землетрясением. Восстановить маяк не удалось. В 1480 году мамлюкский султан Кайт-бей построил на фундаменте маяка крепость, которая стоит и по сей день.


# факты

Закладки
Здесь будет реклама
Индивидуальное видение мира Петрова-Водкина

Индивидуальное видение мира Петрова-Водкина


«Искусство — движение человека, его вечный путь, вечная борьба за новые и новые откровения» — Кузьма Сергеевич Петров-Водкин.


В 1895 году в Петербурге Кузьма Сергеевич Петров-Водкин поступил в Центральное училище технического рисования, основанное Александром Людвиговичем Штиглицем. Училище представляло собой по-немецки строгое художественно-промышленное заведение, в котором готовили мастеров прикладного искусства. Соответственно и предметы в училище были более техническими — черчение, обмеры, рисование орнаментов, отмывка. В училище Штиглица продвигались такие качества, как аккуратность и точное копирование образцов.

В первое время художник проявлял к обучению большой интерес и энтузиазм, узнавал новые горизонты искусства и художественного ремесла, о которых и не подозревал ранее. Однако в скором времени пыл к учёбе стал угасать, художник перестал получать удовлетворение от процесса обучения, так как мир живописи был далёк от образовательной концепции училища Штиглица.

Индивидуальное видение мира Петрова-Водкина
Источник: google.com. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. «Портрет мальчика». 1913 год.

Отдушиной в училище в Петербурге для художника были Эрмитаж, Академия художеств, дворцы, набережные и проспекты. Духовная атмосфера Петербурга сильно повлияла на формирование художественных вкусов и принципов будущего великого художника и, всё более утверждаясь в собственных взглядах, Петров-Водкин оставил учёбу в Петербурге. В 1897 году он переехал в Москву, где начал заниматься в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

Обучение в училище Петров-Водкин начал в удачный момент — учить искусству живописи начали новые мастера. В 1897 году стал преподавать Валентин Александрович Серов, кумир учащихся, в следующем году к нему присоединились Исаак Ильич Левитан, Павел Петрович Трубецкой, а затем и Константин Алексеевич Коровин. Обновлению училища способствовали и ученики — Павел Варфоломеевич Кузнецов, Мартирос Сергеевич Сарьян, Михаил Фёдорович Ларионов, Илья Иванович Машков.

Индивидуальное видение мира Петрова-Водкина
Источник: google.com. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. «В детской». 1925 год.

Уделял внимание Петров-Водкин и общему образованию, интересовался физикой, химией, астрономией, продолжал обучение игре на скрипке. Однако особое внимание художник уделял литературе, которой он занимался на равне с живописью, а иногда отводил ей и первостепенное место.

В начале XX столетия, на заре нового времени, художник стал глубоко задумываться о собственном месте в культурном процессе. Всё чаще художника посещали мысли, а той или дорогой он идёт. Вот как сам писал Петров-Водкин об этом:

Недодумь и недоощупь — это и есть искусство. Томился я, терял самообладание, с отчаянием спрашивал себя: сдаться или нет, утерплю иль не вытерплю зазыва в символизм, в декаданство, в ласкающую жуть неопределённости.

Индивидуальное видение мира Петрова-Водкина
Источник: google.com. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. «Париж. Нотр-Дам». 1924 год.

Размышляя о процессе к художнику пришла идея «бежать из Москвы» на велосипеде, который вошёл в моду. Маршрут был следующим: Москва, Варшава, Бреславль, Мюнхен и Генуя. Больше всего художника интересовал Мюнхен, в котором он оказался в 1901 году, и Частная школа рисования Антона Ашбе, где обучалась большая интернациональная группа молодых художников. Прочитать об этом периоде можно в «Пространства Эвклида». Приняв во внимание и переосмыслив увиденное Петров-Водкин пошёл своим путём.

Завершился велосипедный тур художника в Москве, где он поступил в мастерскую Валентина Александровича Серова. Правда в скором времени, летом 1902 года, художник с друзьями уехал в Саратов расписывать церковь Казанской Иконы Божией Матери. К выполнению заказа Петров-Водкин приступил с большим энтузиазмом и под впечатлением от заграничной поездки. Образы и сюжеты в церкви были выполнены настолько неканонично, что вызвали раздражение у церковных властей. В результате работа художников была уничтожена, а Кузьма Сергеевич вернулся в Москву.

Индивидуальное видение мира Петрова-Водкина
Источник: google.com. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. «Яблоки». 1917 год.

В 1905 году художник окончил училище и осенью 1905 года в Одессе началось его новое путешествие, которое закончилось восхождением на Везувий. Четыре месяца путешествовал он по Италии и посетил Венецию, Флоренцию, Рим, Неаполь, Геную, Милан. Образы Италии в дальнейшем отобразись и в творчестве великого художника.

Вернувшись из Италии Петров-Водкин ещё сильней увлёкся писательством. В 1906 году его пьеса «Жертвенные» была поставлена и имела успех. Успех окрылил автора и вызвал сомнение, чем же заниматься дальше, чему отдать предпочтение — литературе или живописи. Однако в апреле 1906 года Петров-Водкин отправился в Париж совершенствовать мастерство в живописи. Франция стала для художника важной школой практической работы и приобщила его к современному западноевропейскому искусству, что и отразилось в дальнейших работах.

Индивидуальное видение мира Петрова-Водкина
Источник: google.com. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. «Первая демонстрация (Семья рабочего в первую годовщину Октября)». 1927 год.

Стиль художника проявился в работе «Купание красного коня», в которой отразились живописные приёмы. Произведение резко выделило мастера из круга крупных художников начала XX столетия и поставило в отдалении от течений и направлений того времени. Полотно было показано на выставке «Мир искусства» не в общей экспозиции, а над входной дверью, как своего рода знамя. Для одних полотно являлось манифестом, для других — целью для острой критики. Поражённый картиной молодой Сергей Есенин написал следующие строки:

Я теперь скупее стал в желаньях.
Жизнь моя, иль ты приснилась мне.
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.

В творчестве Петрова-Водкина главной темой непременно остаётся человек. Художник создал собственный тип портрета, разработал творческий стиль и метод, который получил название «сферической перспективы». Особенности метода в общих чертах выражены в следующих моментах: вид на натуру изображён несколько сверху и сбоку, при этом горизонтальные полоски круглятся и словно развёртываются в глубину, а вертикали становятся веерообразными расходящимися наклонными линиями. Важным аспектом в творчестве является и концепция цвета, сочетание цветов.

Индивидуальное видение мира Петрова-Водкина
Источник: google.com. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. «Новоселье (Рабочий Петроград)». 1937 год.

Важной темой в творчестве Петрова-Водкина была тема материнства, которая вошла в жизнь художника в момент написания «Купание красного коня». Образ женщины на полотнах художника обобщённый, собранный из детства на Волге, в глубинке России. В XX веке образ стал целостным, завершённым и остался непревзойдённым художественным выражением русского идеала женской красоты. В подчёркнуто русском стиле решена у мастера и тема материнства, в которой также чувствуется одухотворённость, целомудрие и жизненность. Все героини мастера представлены в истинно русском образе и почти на каждой картине присутствует образ дитя.

Февральская революция 1917 года подтолкнула Петрова-Водкина к общественной деятельности. Вместе с Фёдором Шаляпиным, Александром Бенуа, Мстиславом Добужинским, Николаем Рерихом и Владимиром Щуко художник вошёл в состав Особого совещания по делам искусства, которым руководил Максим Горький.

Летом 1921 года Главный комитет по делам музеев и охране памятников искусства, старины и природы совместно с Российской Академией истории материальной культуры организовал поездку в Туркестан. Четыре месяца там провёл художник и привёз оттуда большую серию работ маслом, множество рисунков и акварелей. Итогом поездки стал написанный художником очерк «Самаркандия».

Индивидуальное видение мира Петрова-Водкина
Источник: google.com. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. «Смерть комиссара». 1928 год.

В поздний период своего творчества, в конце 1920-х — начале 1930-х годов, мастер принимал участие в больших выставках в стране и за рубежом. В 1931 году ему присвоили звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. Последние полотна мастера отмечены реализмом, который стал называться социалистическим. Отличным доказательством той эпохи являются картины «Новоселье (Рабочий Петроград)», «Первая демонстрация (Семья рабочего в первую годовщину Октября)», «Рабочие» и другие.

Осенью 1938 года Петров-Водкин принял приглашение на оформление задуманного Дворца Советов, но планам не суждено было осуществиться. Художник был болен туберкулёзом и болезнь быстро прогрессировала. В ночь с 14 на 15 февраля 1939 года великого художника не стало.


# искусство

Закладки
История и судьба ёлочной игрушки

История и судьба ёлочной игрушки


«Переняв, через Питер, от немцев обычай готовить детям к Рождеству разукрашенную, освещённую ёлку, мы зовём так иногда и самый день ёлки, сочельник» — Владимир Даль, толкование слова «ель», «Толковый словарь великорусского языка», 1863 — 1866 год.


Но, что значит ёлка без украшения, без главного атрибута нового года — ёлочной игрушки. Безусловно, без игрушек можно легко обойтись, но сколько радостных мгновений и счастливых минут было бы безвозвратно утеряно. Лишив себя возможности в праздничные дни наблюдать ёлку во всём её нарядном великолепии и убранстве, мы лишаем себя чудес, волшебства и сказки, которых порой так не хватает в повседневной жизни.

История России наглядно подтвердила, что без нарядно украшенной игрушками, гирляндами и хлопушками, новогодней ёлки жизнь тосклива и уныла. После кровавых событий в стране, закончившихся в 1917 году революцией, ёлочные игрушки были то жестоко гонимы властью, то всячески ею поощряемы, то отчаянно критиковались, то широко пропагандировались как элементы новой советской праздничной культуры.

История и судьба ёлочной игрушки
Источник: google.com.

Однако именно в советское время в СССР сформировалась оригинальная, самобытная ёлочная игрушка, являющаяся важной частью культурного наследия советской эпохи. Безусловно, советская власть жёстко разграничила и противопоставила друг другу «буржуазно-дворянское» Рождество и советский Новый год, изменила смысловое содержание, однако форма ёлочных украшений явно намекала на традиции в праздничном быту.

История ёлочной игрушки в России интересна и сложна. В дореволюционной России ёлочная игрушка имела в основном подражательный характер и была доступна лишь высшим слоям общества. Да и производство игрушки, даже кустарное и полукустарное, было развито слабо и никак не могло выйти на уровень оригинальной эстетики.

История и судьба ёлочной игрушки
Источник: google.com.

Лишь в период между второй половины 1930-х — начала 1960-х годов ёлочная игрушка превратилась в массовую художественную и производственную продукцию. Однако удивителен тот факт, что в отличии от столичных украшений, ёлочная игрушка в провинции имела свою культуру, специфику, традиции и менталитет. В серии статей рассмотрим историю ёлочной игрушки, откуда она пришла в Россию, как приживалась и развивалась в многонациональной стране. А пока предлагаем ознакомиться с основными сведениями об ёлочных игрушках.

Новогодняя ёлка украшенная разноцветными, блестящими и переливающимися ёлочными игрушками, способна каждого человека погрузить в сказочный мир, вернуть в детство, которое сулит беззаботность, защищённость и надежду на лучшее. Именно в такие моменты кажется, что впереди тебя ждёт светлое будущее и исполнение самых заветных желаний. В волшебство Нового года верят все и дети, и взрослые. Нечто похожее описал Антон Павлович Чехов в одном из своих рассказов про «ёлку судьбу»:

... от низу до верху висят карьеры, счастливые случаи, подходящие партии, выигрыши, кукиши с маслом, щелчки по носу и прочее. Вокруг ёлки толпятся взрослые дети. Судьба раздаёт им подарки ...

История и судьба ёлочной игрушки
Источник: google.com.

Ёлочная игрушка, как главный атрибут Нового года, всегда должна быть прекрасной. Именно поэтому её создавали блестящей, сверкающей, сияющей и переливающейся. Такая игрушка отражает тёплый свет свечей и создаёт неповторимый домашний уют. Однако такой ёлочная игрушка была не всегда.

В период игрушечного дефицита второй половины 1930-х годов, а нередко и в дореволюционной России, ёлку украшали обычными детскими игрушками. Со временем ёлочные игрушки стали разделять по функциональному назначению, которые в свою очередь подразделялись следующим образом:

— игрушки, обеспечивающие общий вид ёлки: шары, звёзды, гирлянды, бусы, дождь и другие;
— игрушки для рассматривания: фигурки людей, птиц, животных и другие предметы;
— игрушки с движением, звуком и сюрпризом: хлопушки, игрушки с колокольчиками и другие;
— «вкусные» игрушки: апельсины, яблоки, орехи, конфеты и прочее;
— игрушки под ёлкой, например, дед Мороз и Снегурочка.

История и судьба ёлочной игрушки
Источник: google.com.

Разделялись игрушки и по материалу изготовления: игрушки из ваты, из папье-маше и пластичных масс, из желатина и воска, мишуры, из дерева и металла, стеклодувные игрушки и из литого стекла, сахарно-пряничные изделия и другие материалы. Из приведённого списка видно, что ёлочные украшения были не такими уж и хрупкими и могли храниться не только годами, но и десятилетиями.

Таким образом, сохранившиеся ёлочные игрушки становились своеобразными предметами-символами, семейными реликвиями, окутанными семейными мифами и историями. Украшения бережно хранились и передавались из поколения в поколение. До сих пор на домашних ёлках можно встретить и дореволюционные ёлочные украшения.

История и судьба ёлочной игрушки
Источник: google.com.

Ёлочная игрушка выступает не только символом нового года, но и является хранительницей истории большой страны и многих поколений людей. Ёлочная игрушка многое пережила, у неё есть своя история и судьба, свои почитатели и недоброжелатели, свои авторы и адресаты. В следующей статье познакомимся с историей дореволюционной ёлочной игрушки, откуда она пришла и какая судьба ей была уготована.


# факты

Закладки