Солирующие музыкальные инструменты оркестра


«Оркестру никогда не найдут замены. Когда сто человек, каждый из которых индивидуальность, складываются в единое звуковое поле, то всё прошибает насквозь»

Эдуард Артемьев


Пройден долгий путь по истории музыки начиная с доисторических и античных времён, эпохи Ренессанса и Барокко и заканчивая эпохами классицизма и романтизма, которые подарили человечеству великих композиторов и музыкантов.

В XX столетии в музыке наступил период диссонанса, в котором господствовали фашизм и коммунизм. Одно направление в музыке сменялось другим в быстрых темпах. В начале века господствовал романтизм, который к концу 20-х годов был вытеснен экспрессионизмом, который в 1945 году был отодвинут на задний план неоклассицизмом.

Источник: google.com

В столь бурное время композиторы активно обращались к народной музыке, изучали старинные инструменты и их звучание, совершенствовали музыкальные инструменты и организации оркестров. Такова история становления классической музыки, но не хватает завершающего штриха в рассказе — истории развития основных музыкальных инструментов. Все инструменты не удастся упомянуть, расскажем лишь о трёх.

Основу любого оркестра составляют ключевые музыкальные инструменты, которые необходимы для верного звучания. Раскроем секрет — именно для ключевых инструментов великие композиторы и создавали свои произведения. Однако за долгие годы и века инструменты претерпели кардинальные изменения.

Источник: google.com

Сегодня любой желающий может насладиться звучанием сочинений эпохи барокко или классицизма в исполнении аутентичных инструментов, однако звучание это будет отличаться. Начиная с середины XX столетия классическая музыка исполняется на современных музыкальных инструментах, а это уже совсем иное звучание, не то, которое создавал композитор. Рассмотрим кратко три музыкальных инструмента оркестра.

Скрипка

В середине XVI века скрипка приобрела характерную форму с четырьмя струнами, а в конце XVII — начале XVIII веков была доведена до совершенства итальянскими мастерами Антонио Страдивари и Никколо Амати.

Мелодичная скрипка превосходит многие другие инструменты и позволяет музыканту исполнять сложные и виртуозные пассажи благодаря чему она занимает лидирующую роль в оркестре начиная с эпохи Барокко. Именно поэтому скрипки составляют большую часть оркестра, а ведущий музыкант-скрипач в отсутствие дирижёра проводит репетиции.

Источник: google.com

Кларнет

Предполагается, что в начале XVIII века Иоганн Кристоф Деннер работал над усовершенствованием старинного французского духового инструмента шалмея и результатом работы стал кларнет. Однако исторические сведения данного события сомнительны, но, так или иначе, группу деревянных духовых инструментов пополнил новый, без которого не обходится ни один оркестр.

Кларнетами называются несколько инструментов разного размера и звучания. В классическом оркестре присутствует два кларнета, однако, начиная с конца XIX века, создаются произведения, в которых требуется три и более кларнета. Нередко кларнет выступает солирующим инструментом.

Источник: google.com

Рояль

Первые попытки создания клавишного инструмента человечество предпринимало и раньше, так, в средние века появилась колёсная лира. В позднем Средневековье появился клавесин, который широко использовался в музыке Ренессанса и барокко. Правда в конце XVII начале XVIII века итальянцем Бартоломео Кристоферо инструмент был усовершенствован и мир увидел новый музыкальный инструмент — рояль, который стал одним из самых популярных в классической музыке.

На рояле играли многие великие композиторы — Шопен, Мендельсон, Дебюсси, Бетховен, Моцарт и другие. Если рояль участвует в концерте, то его располагают впереди, перед дирижёром. К слову о клавесине, в XX столетии произошло его возрождение и связано оно с новой модой на исполнение средневековой и барочной музыки на аутентичных музыкальных инструментах.