Все сервисы Личный кабинет
Невероятные иллюзии пространства в живописи

Невероятные иллюзии пространства в живописи


«Живопись — это поэзия, которую видят, а поэзия — живопись, которую слышат» — Леонардо да Винчи.


Яркой формой самовыражения человека является живопись, её богатый и многогранный мир. Живопись наделена удивительной способностью — создавать на плоскостях невероятные и достоверные иллюзии пространства, передавать нюансы света и тени. Живопись не просто копирует жизнь, но отражает действительность со всеми её красками и чувствами. Живопись меняет не только мир художника, но и обычного зрителя, погружая последнего в таинственный мир художника, мир его души, фантазий и переживаний.

Предлагаем окунуться в мир живописи и продолжить знакомство с самыми удивительными произведениями. Ранее журнал рассказал историю картин «Вертумн», «Сад земных наслаждений», «Каникулы Гегеля» и об одной из картин Ван Гога. В данной статье речь пойдёт о произведениях сюрреализма, пуантилизма и других направлений. Начнём с необычной картины Джорджо де Кирико «Мозг ребёнка», 1914 года.

Невероятные иллюзии пространства в живописи
Источник: google.com. Джорджо де Кирико, «Мозг ребёнка», 1914 год.

Джорджо де Кирико, «Мозг ребёнка», 1914 год

В один из дней 1916 года будущий лидер сюрреализма Андре Бретон проезжал на автобусе мимо художественной галереи, в витрине которой увидел необычную картину. Произведение настолько поразило Бретона необычностью образов, что на ближайшей остановке он вышел и вернулся к полотну рассмотреть его более внимательно.

Произведение «Мозг ребёнка» стало настоящим откровением для Бретона, который нашёл в нём воплощение своей философии, которая позднее легла в основу сюрреализма. Позднее Бретон купил полотно и ценил его как одно из самых драгоценных своих приобретений, а автора полотна провозгласил предтечей сюрреализма.

«Мозг ребёнка» является ярким примером произведения метафизической живописи, с не менее метафоричным и загадочным, ничего не объясняющим названием. Джорджо де Кирико скрыл свои мысли и фантазии, оставив больше вопросов, чем ответов, а по поводу смысла картины сказал лишь следующее:

То, что я слышу — ничего не значит; существует только то, что я вижу своими глазами, — и даже более того, то что я вижу с закрытыми глазами.

Невероятные иллюзии пространства в живописи
Источник: google.com. Хоан Миро, «Карнавал арлекинов», 1924 год.

Хоан Миро, «Карнавал арлекинов», 1924 год

Ведущим мастером сюрреализма был каталонский художник, скульптор и график Хоан Миро, который в годы сильной материальной нужды написал свою самую известную картину — «Карнавал арлекинов». Мастер, в шутку или всерьёз, описывал своё произведение как галлюцинации человека, испытывающего муки голода. В названии картины отражается не только безудержное карнавальное веселье, но и крылатое французское выражение «repas d’Arleguin» — еда Арлекина, что означает объедки и пищу для нищих.

Изображённая комната на полотне «Карнавал арлекинов» полна разнообразных и невероятных существ, отдалённо напоминающих змей, животных и насекомых. Миро не изобразил в произведении настоящих арлекинов, но в поной мере передал дух арлекинады. В целом, глядя на произведение, невольно всплывают образы доисторической наскальной живописи, которая словно взывает к истокам творчества. Хоан Миро описывает своё произведение так:

Соцветие трепещущих рыбок в контакте с лоном женщины в форме паука.

Невероятные иллюзии пространства в живописи
Источник: google.com. Жорж-Пьер Сёра, «Воскресная прогулка на острове Гран-Жатт», 1884 — 1886 года.

Жорж-Пьер Сёра, «Воскресная прогулка на острове Гран-Жатт», 1884 — 1886 года

Французский художник-постимпрессионист и создатель оригинального метода живописи «пуантилизм» Жорж-Пьер Сёра своим произведением «Воскресная прогулка на острове Гран-Жатт» вызвал бурю негодования не только у критиков, но и у большинства художников. Новаторскую технику, которую художник использовал при создании полотна, осудили все. Например, художника Тео Ван Риссельберга полотно так возмутило, что он сломал перед ней свою трость. Однако год спустя его возмущение сменилось восхищением и он стал последователем пуантилизма.

Пуантилистические полотна выполняются подобно мозаике, из множества мелких квадратных мазков в форме точек чистого цвета. Разглядывать такие полотна следует издали, тогда точки в глазах зрителя оптически смешиваются в единое целое.

Шесть месяцев трудился мастер над произведением, приезжая каждый день на Гран-Жатт для работы. Было сделано множество набросков и этюдов фигур, прежде чем художник перешёл к завершающему этапу — разработке чётко выстроенной композиции в мастерской. Работая над произведением Сёра отказался от всяческого общения и от встреч с друзьями. Работа поглотила мастера на столько, что он забывал обедать.

Невероятные иллюзии пространства в живописи
Источник: google.com. Василий Иванович Суриков, «Боярыня Морозова», 1884 — 1887 года.

Василий Иванович Суриков, «Боярыня Морозова», 1884 — 1887 года

В XVII веке в России реформы патриарха Никона разделили религиозную общественность на два непримиримых лагеря: старообрядцев и новообрядцев. Отстаивая старую веру боярыня Федосья Прокопьевна Морозова пошла против воли царя и патриарха, отреклась от своих богатств и сословных привилегий и обрекла себя на заточение в тюрьме при Чудовом монастыре, где и завершила свою жизнь.

Вдохновлённый силой веры боярыни и её непоколебимостью духа, Суриков создал грандиозный портрет столь масштабной личности. Критики сравнивали живописную манеру Сурикова с «варварским пёстрым персидским ковром», а прогрессивная общественность отметила несомненный триумф реалистичной манеры художника. Мирискусники отметили отход от академической живописи и хвалили Сурикова.


Next