Приметы и обычаи Великого поста на Руси


«... святой пост для всех действительно и истинно желающих и старающихся спасти свою душу, с одной стороны — великий учитель, а с другой — великий помощник»

Энтони протоиерей Григорий Дьяченко


Истинно верующие люди считают святой пост великим учителем. Они верят, что соблюдение святого поста в скором времени открывает им истину, заключающуюся в том, что для сохранения телесного и душевного здоровья нет нужды в излишествах. Истинно верующие люди полагают, что для здоровья не нужны, а порой и весьма вредны изысканные кушанья, лакомства и сласти, горячительные напитки, шумное веселье и через чур изысканная, то есть щегольская одежда.

Соблюдение Великого поста отнюдь не сводится лишь к перечисленным ограничениям в еде, питье и щегольстве. Истинное соблюдение поста начинается в первую очередь с языка, то есть в контроле речей своих от слов праздных, гнилых и неподобных. Считается, что как только человек сможет обуздать свой язык, ему покориться и всё тело. Иначе, как сказал протоиерей Григорий Дьяченко:

«... язык твой, как дикий и свирепый конь, будет влачить тебя, вместе с постом твоим по дебрям лжи, злобы и лукавства»


Источник: google.com

Соблюдение Великого поста таким образом сводится не только к телесному, когда под запретом определённая пища и напитки, но и к душевному посту, когда человек воздерживается от злых помыслов, дел и слов. Такова истинная ценность святого поста. Углубляться в церковные нравоучения и назидания более не будем. Предлагаем ознакомиться с некоторыми приметами и обычаями Великого поста на Руси.

Седмица — неделя, состоящая из семи сутокВеликий пост длится почти семь полных недель — сорок восемь дней и заканчивается Пасхой. Первая седмица Великого поста в народе называется «Фёдорова неделя» и каждый день недели имеет свои приметы и обычаи. Например, в четверг начинают улетать на север зимние птицы, а в пятницу во имя спасения души и тела принято было употреблять в пищу только коливо с мёдом. В субботу тужат по Масленой и пекут блины на постном масле, а в воскресенье отмечается Торжество православия.

Источник: google.com

Почему первая седмица поста называется «Фёдоровой неделей»? Согласно преданию император Юлиан Отступник спустя пятьдесят лет, как был сожжён Феодор Тирон, надругался над христианами. В этот день он приказал окропить все продукты на рынках идолопоклонной кровью. Однако задуманному злому умыслу помешал сам святой Феодор, явившийся во сне к архиепископу Евдоксию. Едоксию было велено передать людям ничего не покупать на рынках в этот день, а вкушать лишь коливо с мёдом.

Коливо — обрядовая пища из варёной пшеницыВторая седмица Великого поста связана со святителем Григорием Паламой. В старину по понедельникам женщины перенизывали жемчуг, убирали головные уборы и вышивали фаты шёлком. На третьей неделе Великого поста справляли обжорную пятницу и субботу. В один из этих дней молодой зять приглашал тестя в гости и угощал его киселём с конопляным маслом.

Источник: google.com

В середине Великого поста, на четвёртой неделе, отмечается Средокрестье, называемое также Средопостье или Преполовение. На неделе принято было печь обрядовое печенье на постном масле, а иногда и без него. Печенье пекли в виде крестов и считалось, что в таком виде оно будет способствовать хорошему севу и урожаю. Крестцы давали силу земле-кормилице, мужику-пахарю и животным — лошадям и волам.

Обрядовое печенье называлось крестцы или хрестыОбрядовое печенье в одних местах пекли в среду, а в других в четверг из ржаной муки, а на Украине из пшеничной. Печенье пеклось для каждого члена семьи и дополнительно выпекали ещё три и более штук. Обрядовое печенье пеклось с сюрпризом внутри — внутрь печенья укладывали зёрна хлебных злаков, крестик, монетку и другие символические предметы. Печенье следовало съесть в тот же день, как его испекли, а три дополнительных креста оставляли до сева.

Источник: google.com

В тот день, когда наступала пора сеять, поле обходили три раза, а затем разламывали печенье и съедали его. Тому, кому посчастливилось заполучить сюрприз с печеньем — зерно, монетка — тот и начинал сев. Нередко обрядовое печенье в виде крестов выступало и как оберег, и как целебное средство — их клали в закрома с зерном или мукой.

Перелом поста наступает в среду и по народному поверью в этот день пост переламывается В переднем углу. В народе существует примета, что с этого дня щука разбивает хвостом лёд на реках. Во вторник пятой недели Великого поста молодожёны устраивали угощение для родин со стороны молодой жены. В среду провожают зиму, а в субботу проходят званые поминки.

К моменту начала шестой недели Великого поста распускается верба, отсюда и название шестой недели — вербная. В понедельник было принято, чтобы тёща приносила в дом молодого зятя подарки и желала семье добра и благополучия. В Вербное воскресенье принято было освящать вербу.

Источник: google.com

Седьмая неделя Великого поста считается самой трудной, отсюда и название её — Страстная неделя, а открывает неделю Страшной понедельник. Четверг на седьмой неделе поста богат разнообразным обрядами, однако самый распространённый и действующий до сих пор — очистительный. В четверг принято обливание, умывание, а иногда и купание отсюда и название четверга — Чистый.

Согласно обычаям, воду для очищения необходимо было брать рано утром из родников и до восхода солнца. Ранним утром у родников обмывались и стар и млад, особенно старались обмыть больных. После обмывания перевязывали запястья и поясницы пряжей. Считалось, что такой обряд на весь год от болезней предохранит.

Любое омовение в Чистый четверг означало приготовление к весеннему севу, приступать к которому необходимо чистым и душой и теломС целью очищения использовался и обряд окуривания. На Русском Севере в Чистый четверг ходили в лес за можжевельником. Зажигали его на сковороде и окуривали все углы в доме. Принято было и перепрыгивать через дымящуюся сковороду. Бывало разжигали и большой можжевеловый костёр, через который перепрыгивали все желающие дабы избавиться от грехов и не болеть.

Источник: google.com

Пожалуй, самым распространённым обрядом был и остаётся обряд приготовления четверговой соли. Способов приготовления было несколько. Первый, и самый простой, заключался в том, что соль просто ставили в ночь на Чистый четверг на стол, где она приобретала магические чудодейственные свойства. Второй способ заготовления также не требовал применения лишних действий — соль просто завертывали в узелок и укладывали в печь, а иногда и просто прожигали её на углях.

Четверговая соль — лекарство от всех болезнейЧетверговые обряды, пожалуй единственные, которые не испытали на себе церковного влияния и долгое время, а некоторые и по сей день, используются. Проведя все очистительные четверговые обряды, люди встречали Страстную или Великую субботу, а следом за ней и Пасху.

Источник: google.com

В Великую субботу святили куличи и яйца, а кое-где и иные продукты. В некоторых местах хозяйки готовили пасхальные корзинки, которые обязательно включали в себя крашенные яйца, творожные пасхи и куличи. Согласно традициям и обычаям в корзинки также клали кусок сливочного масла, запеченную свинину и соль. Свинина выступала символом плодородия, а соль считалась энергией жизни.

В Великую субботу запрещалось заниматься шитьём, стиркой и уборкой, работать в огороде и рубить дрова. Запрещалось ходить в этот день на охоту и рыбалку. Весь пост люди старались не сквернословить и не ругаться, не обижать близких, не смеяться громко, а в Страстную субботу и подавно. В Великую субботу советовали не отмечать день рождения, а перенести его на другой день.

Ясный день в Страстную субботу к сухому и ясному летуВ воскресенье завершается Великий семинедельный пост и по старинным обычаям семья собирается в родительском доме в тесном кругу и встречает Пасху. Родные люди обмениваются куличами и крашенными яйцами, поздравляют друг друга с Рождеством Христовым и отведывают приготовленные угощения.