Все сервисы Личный кабинет

Снова про русские питейные заведения


К XVI веку в городах Европы существовали питейные заведения, которые были предназначены только для продажи алкоголя. К этому моменту они играли значительную роль в жизни общества. Ошибочно думать, что продажа спиртных напитков является русским нововведением. Россия в этом отрезке времени только начинала осваивать и создавать историю питейных заведений.


Главным отличием России от Европы в этом деле было то, что строительством и распространением питейных заведений занималось государство. Организация производства и торговля спиртными напитками тоже была прерогативой государства. В Европе питейными заведениями и производством алкоголя занимались частные лица. В течении следующих двух столетий в России произошла замена частных корчм казенными питейными заведениями. Первым появился кабак, а за ним трактир, харчевня и другие.

В XVI веке на Руси появляется новый алкогольный напиток — водка. Вслед за появлением водки возникла и необходимость в организации мест для ее продажи. На первых этапах водку продавали в царских кабаках, как распивочно, так и на вынос. Во время праздничных гуляний и церковных праздников действовали кратковременные кабаки. Открывались «временные выставки» лишь на время праздников и продажа алкоголя велась с переносных палаток близ монастырей, соборов и церквей. Закон запрещал торговлю спиртными напитками с палаток на постоянной основе.


Временные выставки — кабак, осуществляющий продажу алкоголя с лотка во время праздничных гуляний.

С XVII века Россия, благодаря реформам Петра I, поддерживала тесные связи с Европой. Петром I активно внедрялся европейский уклад жизни. Вышли указы царя в которых говорилось о том, чтобы все мужчины, включая духовенство брили бороды. Женщины и мужчины должны были одеваться в иностранную одежду. Важный момент — по указу царя женщины должны были посещать различные увеселения вместе с мужчинами. Все это способствовало активной торговли России с Европой.

Источник: google.com

Спрос рождает предложение. Не обошло это стороной и алкогольные напитки. Стали распространяться виноградные вина, продажа которых осуществлялась в погребах. Вина продавались как на вынос, так и распивочно с предоставлением закуски в виде хлеба, изюма и миндаля. Активные реформы Петра Великого способствовали появлению новых видов питейных заведений. Первыми появились пивные лавки, где продавали пиво, сваренное по голландским технологиям.


6 февраля 1719 г. объявлен именной указ Петра I о позволении Петру Милле открыть трактир на Васильевском острове.

В это время Петром I было решено обустроить Васильевский остров под торговлю и промышленность. Торговая часть города должна быть обустроена по европейскому образцу. С обязательными местами, где подаются не только напитки, но и кушанья на иностранный манер.

Великий Государь указал: торговому иноземцу Петру Милле содержать вольный дом на Васильевском острову таким манером как и в прочих окрестных государствах вольные дома учреждены, дабы в том доме иностранное купечество и здешние вольных чинов люди трактировать могли за свои деньгиПолное собрание законов (ПСЗ)1. 1830. Т. 5. № 3299. СПб.

Так появился первый трактир в России. Слово «трактир» имело два значения. В старину означало гостиницу с рестораном, а в дореволюционное время — ресторан низшего разряда, закусочная и продажа спиртных напитков. Первые трактиры в Петербурге, на протяжении десятилетий, содержали иностранцы. Предназначены были для высших сословий и считались заведениями высокого уровня.

Источник: google.com

Вход в заведения простому люду был запрещен. Клиенты низших сословий посещали харчевни, которые появились в середине XVIII века. В апреле, 13 числа 1750 года, вышел сенатский указ, в котором описывался регламент содержания трактиров в Петербурге. Указом были определены формы общественных заведений, которые просуществовали до начала XX века.

К первой половине XIX в. трактиры в России встречались редко и приравнивались к достопримечательностям города. Европейское влияние способствовало росту общественных заведений рассчитанных на разные слои населения. Несмотря на богатый выбор питейных заведений, любимыми и распространенными были, есть и будут кабак и трактир.


Next