Все сервисы Личный кабинет
Древний Новый год — зимний солнцеворот

Древний Новый год — зимний солнцеворот


Святки, или церковное Рождество, праздновались в период зимнего солнцеворота, встреча весны — ко времени весеннего равноденствия.


В истории России существовали различные системы времяисчисления, которые сменяли друг друга, а иногда и сосуществовали одновременно. Имелись как минимум три календаря: народный, церковный и гражданский, которые не всегда совпадали. Именно поэтому возникали, да и продолжают возникать, различные путаницы с праздниками, обычаями и обрядами. Опираясь на научные и исследовательские труды попытаемся прояснить картину одного из самого значимого праздника — Нового года.

В Древней Руси гражданский Новый год начинался с марта, а занесён этот обычай был извне и не соответствовал народному укладу жизни. Церковный Новый год начинался с сентября, а выбрана данная дата церковью была на основании некоторых текстов библейской легенды. Обе даты определяются поворотными моментами солнечного календаря — весенним и осенним равноденствием.

Древний Новый год — зимний солнцеворот
Источник: google.com. Виктор Анатольевич Корольков.

В 1348 году на соборе в Москве при Симеоне Гордом и митрополите Феогносте было предписано отмечать и гражданский, и церковный Новый год 1 сентября. Порядок соблюдался до указа Петра I от 20 декабря 1699 года, когда Новый год стал исчисляться с 1 января. Церковь не подчинилась указу царя, так как некоторые святые на 1699 год оставались без своих праздников.


В России 1699 год длился всего 4 месяца

Однако в крестьянской среде, не смотря на запреты и указы, в ходу был более древний солнечный календарь, Новый год в котором начинался со дня зимнего солнцеворота. Более того, ни гражданский, ни церковный Новый год в старом крестьянском обиходе не считались праздниками. Истинным праздником считался день, когда солнце проворачивается к новому свету. С этого момента и начиналась беспрерывная цепь различных обрядов и праздников.

Древний Новый год — зимний солнцеворот
Источник: google.com. Виктор Анатольевич Корольков.

Разумеется, в те далёкие времена крестьяне не могли астрономически точно знать в какой момент произойдёт день солнцеворота. Однако они почитали преподобного Спиридона Тримифунтского, он же Спиридон Солоноворот, память которого праздновалась 12 декабря. И, стоит заметить, что по юлианскому календарю на этот день действительно когда-то давно приходился день зимнего солнцеворота. С этого момента день прибывал, а ночь убывала. И, так уж совпало, что народные праздники пришлись на празднование рождение Христа 25 декабря, которое установила ещё византийская церковь.

Действительно, путаница с праздниками и датами, но дело происходило тысячелетия назад и не всегда исследователям удаётся узнать точную информацию. К тому же более достоверные записи о тех или иных праздниках, обычаях и обрядах начинаются лишь с XIX века. Невозможно составить полную историю и опираясь на древнерусскую письменность, летописи, поучения, указы, проповеди и распоряжения церкви. Слишком отрывочны они и неполны. Однако, как бы то ни было, именно с 25 декабря начинались народные праздники, которые длились с вечера 24 декабря, с сочельника, и до 6 января — Крещения Христа.

Древний Новый год — зимний солнцеворот
Источник: google.com. Виктор Анатольевич Корольков.

С торжественного ужина начиналось празднование святок, который представлял собой не что иное, как поминальный стол. Не удивляйтесь. Исследователи пристально изучали данный момент и пришли к выводу, что поминовение усопших постоянно присутствует в различных формах во всех аграрных обрядовых празднествах. Стоит заметить, что речь идёт не о покойниках вообще, а об умерших предках семьи. Праздничный стол в этот день одновременно является и обедом и ужином, а едят скоромные яства — колбасу, свинину и, непременно одно обрядовое блюдо — кутью.

В течение коляд бывает три кутьи: первая — постная, перед Рождеством, вторая — скоромная, богатая, под Новый год, и третья — постная, под крещение. А. И. Петропавловский

Древний Новый год — зимний солнцеворот
Источник: google.com. Виктор Анатольевич Корольков.

Всем известно, что кутья — блюдо похоронного обряда и поминок. Однако кутья не только поминальная еда. Употребляли её и на свадьбах, и на праздновании родов, и на крестинах. Ничего удивительного в этом нет, если задуматься над тем, что готовилась кутья из зерна, которое имело символическое значение — надолго сохранять и вновь воссоздавать, возрождать, и умножать жизнь. Кутья заправлялась ягодами, которые также представляют собой семя. Именно поэтому кутью употребляли на свадьбах, при рождении детей и смерти. Кутья выступала своеобразным символом постоянного возрождения жизни, не взирая на смерть.


Зерно, семя — извечный круговорот, свидетельствующий о нескончаемой жизни

Во время обрядовых праздников, яркими примерами которых являются Новый год и Масленица, особое значение уделяли еде. В эти дни, два раза в год, поголовно все стремились наесться, причём не просто много ели, а ели без всякой меры и до отвала. Связано это с поверьем, что обилие еды в первый день Нового года гарантированно обеспечит обилие на весь год. Данное поверье распространялось и на другие блага жизни.

Древний Новый год — зимний солнцеворот
Источник: google.com. Виктор Анатольевич Корольков.

Борьбу с данным поверьем предпринял ещё Иоанн Златоуст в Византии в IV веке, однако стремления не увенчались успехом. Поверье живо до сих пор и в новогоднюю ночь, практически в каждом доме, на праздничный стол выставляются заранее заготовленные пироги, колбасы, мясо, различные деликатесы, фрукты, конфеты и другие кушанья и напитки.

В Новый год надеть хорошую, новую одежду — будешь хорошо одеваться круглый год; сытно будешь есть весь год, если в Новый год приготовишь много вкусных «еств» (кушаний). Деньги не дают в этот день, чтобы не испытывать недостатка в них в течение года: наоборот — получать деньги можно, это — к прибыли. Алексей Алексеевич Макаренко

Древний Новый год — зимний солнцеворот
Источник: google.com. Виктор Анатольевич Корольков.

Отдельное внимание следует уделить особому блюду новогоднего стола — поросёнку, который в давние времена назывался кесаретским. 31 декабря праздновалась память Василия Кесарийского, в народе называемого Кесаретским, отсюда и название поросёнка. Обычай подавать поросёнка к новогоднему столу существовал не только в России. Вот что пишет об этом Николай Фёдорович Сумцов:

Свиное мясо, свиная голова, колбасы или какое-либо печение в образе свиньи составляют необходимую принадлежность Васильева вечера и рождественских святок не только у русских, но и болгар, сербов, румын, в Сицилии, Англии, Германии, в скандинавских землях и на Кавказе.

Согласно поверьям, съедаемый в новогоднюю ночь поросёнок должен принести благополучие, урожай, плодовитость и обилие семье. Так выглядели лишь некоторые обряды и поверья празднования Нового года. Стоит заметить, что в те далёкие времена понятие Нового года несколько отличалось от современного. Новый год начинался в день зимнего солнцестояния, празднование которого продолжалось до Рождества Христова. На протяжении всего времени, практически две недели, отмечался тот или иной праздничный день, имевший свои обряды и обычаи.


Next