Все сервисы Личный кабинет
Тип мышления и уровень креативности по Брунеру

Тип мышления и уровень креативности по Брунеру


«Любого человека в любом возрасте можно обучить основам любой науки, если найти правильную форму преподавания» — Джером Сеймур Брунер.


Основная идея крупнейшего специалиста в области исследования когнитивных процессов Джерома Брунера заключалась в том, чтобы найти источники разумного мышления человека и обнаружить то, что этому процессу мешает. Именно эта идея психолога и педагога и способствовала тому, что Брунера часто обвиняли в разбрасывании и метании из стороны в сторону из одной области психологи в другую.

Брунер никогда не ограничивался узкой областью специализации, чем и отличался от большинства психологов. Напротив, он ставил новаторские эксперименты, бросая вызов принятым теориям, бесстрашно шёл в неисследованные области, и, указав новое направление движения, предоставлял возможность другим учёным заниматься деталями.

Тип мышления и уровень креативности по Брунеру
Источник: google.com.

Джером Брунер внёс значительный вклад в развитие когнитивной психологии, подробно на этом останавливаться не будем. С идеями автора можно познакомиться в его книгах. Предлагаем пройти тест на мышление и креативность, основанного на методе Брунера. Диагностика позволит определить базовый тип мышления и измерить уровень креативности у взрослого человека.

Прохождение диагностики по методике Джерома Брунера позволит не только определить свой тип мышления, но и поможет выбрать подходящее профессиональное направление, в котором больше шансов преуспеть. Прежде чем приступим к опроснику, напомним о понятии «мышление» и на какие виды делил его Джером Брунер.

Тип мышления и уровень креативности по Брунеру
Источник: google.com.

В психологии существует множество определений понятия, например, мышление — это высший этап обработки информации человеком, процесс установления связей между объектами или явлениями окружающего мира. Джером Брунер рассматривал процесс мышления как перевод с одного языка на другой и выделял шесть вариантов перевода:

— практический или предметно-образный;
— гуманитарный или предметно-знаковый;
— художественный или образно-знаковый;
— операторный или предметно-символический;
— технический или образно-символический;
— теоретический или знаково-символический.

Каждый человек обладает определённым типом мышления и данный опросник поможет его определить, достаточно ответить утвердительно или отрицательно на 75 высказываний. Обработку и анализ данных проводим следующим образом: за каждый утвердительный ответ на высказывание в опроснике ставим плюс и выводим общую сумму опираясь на табличку, представленную после опросника. Подсчитав сумму утвердительных ответов выбираем свою интерпретацию результатов.

Тип мышления и уровень креативности по Брунеру
Источник: google.com.

Каждый человек обладает определённым типом мышления и данный опросник поможет его определить, достаточно ответить утвердительно или отрицательно на 75 высказываний. Обработку и анализ данных проводим следующим образом: за каждый утвердительный ответ на высказывание в опроснике ставим плюс и выводим общую сумму опираясь на табличку, представленную после опросника. Подсчитав сумму утвердительных ответов выбираем свою интерпретацию результатов. Для удобства прохождения диагностики опросник выведен в отдельный файл.

Определение типов мышления и уровня креативности.
Диагностика по методике Джерома Брунера.

1. Мне легче что-либо сделать, чем объяснить, почему я так сделал(а).
2. Я люблю настраивать программы для компьютера.
3. Я люблю читать художественную литературу.
4. Я люблю живопись (скульптуру).
5. Я не предпочел(а) бы работу, в которой всё четко определено.
6. Мне проще усвоить что-либо, если я имею возможность манипулировать предметами.
7. Я люблю шахматы, шашки.
8. Я легко излагаю свои мысли как в устной, так и в письменной форме.
9. Я хотел(а) бы заниматься коллекционированием.
10. Я люблю и понимаю абстрактную живопись.

11. Я скорее хотел(а) бы быть слесарем, чем инженером.
12. Для меня алгебра интереснее, чем геометрия.
13. В художественной литературе для меня важнее не что сказано, а как сказано.
14. Я люблю посещать зрелищные мероприятия.
15. Мне не нравится регламентированная работа.
16. Мне нравится что-либо делать своими руками.
17. В детстве я любил(а) создавать свою систему слов/знаков/шифр для переписки с друзьями.
18. Я придаю большое значение форме выражения мыслей.
19. Мне трудно передать содержание рассказа без его образного представления.
20. Не люблю посещать музеи, так как все они одинаковы.

21. Любую информацию я воспринимаю как руководство к действию.
22. Меня больше привлекает товарный знак фирмы, чем её название.
23. Меня привлекает работа комментатора радио, телевидения.
24. Знакомые мелодии вызывают у меня в голове определенные картины.
25. Люблю фантазировать.
26. Когда я слушаю музыку, мне хочется танцевать.
27. Мне интересно разбираться в чертежах и схемах.
28. Мне нравятся художественная литература.
29. Знакомый запах вызывает всю картину событий, происшедших много лет назад.
30. Pазнообразные увлечения делают жизнь человека богаче.

Тип мышления и уровень креативности по Брунеру
Источник: google.com.

31. Истинно только то, что можно потрогать руками.
32. Я предпочитаю точные науки.
33. Я за словом в карман не лезу.
34. Люблю рисовать.
35. Один и тот же спектакль/фильм можно смотреть много раз, главное — игра актёров, новая интерпретация.
36. Мне нравилось в детстве собирать механизмы из деталей конструктора.
37. Мне кажется, что я смог(ла) бы изучить стенографию.
38. Мне нравится читать стихи вслух.
39. Я согласен(а) с утверждением, что красота спасёт мир.
40. Я предпочел(а) бы быть закройщиком, а не портным.

41. Лучше сделать табуретку руками, чем заниматься её проектированием.
42. Мне кажется, что я смог(ла) бы овладеть профессией программиста.
43. Люблю поэзию.
44. Прежде чем изготовить какую-то деталь, сначала я делаю чертёж.
45. Мне больше нравится процесс деятельности, чем её конечный результат.
46. Для меня лучше поработать в мастерской, нежели изучать чертежи.
47. Мне интересно было бы расшифровать древние тайнописи.
48. Если мне нужно выступить, то я всегда готовлю свою речь, хотя уверен(а), что найду необходимые слова.
49. Больше люблю решать задачи по геометрии, чем по алгебре.
50. Даже в отлаженном деле пытаюсь творчески изменить что-то.

51. Я люблю дома заниматься рукоделием, мастерить.
52. Я смог(ла) бы овладеть языками программирования.
53. Мне нетрудно написать сочинение на заданную тему.
54. Мне легко представить образ несуществующего предмета или явления.
55. Я иногда сомневаюсь даже в том, что для других очевидно.
56. Я предпочел(а) бы сам(а) отремонтировать утюг, нежели нести его в мастерскую.
57. Я легко усваиваю грамматические конструкции языка.
58. Люблю писать письма.
59. Сюжет кинофильма могу представить как ряд образов.
60. Абстрактные картины дают большую пищу для размышлений.

61. В школе мне больше всего нравились уроки труда, домоводства.
62. У меня не вызывает затруднений изучение иностранного языка.
63. Я охотно что-то рассказываю, если меня просят друзья.
64. Я легко могу представить в образах содержание услышанного.
65. Я не хотел(а) бы подчинять свою жизнь определенной системе.
66. Я чаще сначала сделаю, а потом думаю о правильности, решения.
67. Думаю, что смог(ла) бы изучить китайские иероглифы.
68. Не могу не поделиться только что услышанной новостью.
69. Мне кажется, что работа сценариста/писателя интересна.
70. Мне нравится работа дизайнера.

71. При решении какой-то проблемы мне легче идти методом проб и ошибок.
72. Изучение дорожных знаков не составило / не составит мне труда.
73. Я легко нахожу общий язык с незнакомыми людьми.
74. Меня привлекает работа художника-оформителя.
75. Не люблю ходить одним и тем же путем.

Тип мышления и уровень креативности по Брунеру
Источник: google.com.

Ключ к тесту и интерпретация результатов

Вычисляем сумму баллов основываясь на таблице, представленной на изображении ниже. Уровень креативности и базового типа мышления разбивается на три интервала:

— низкий уровень (от 0 до 5 баллов),
— средний уровень (от 6 до 9 баллов),
— высокий уровень (от 10 до 15 баллов)

Читаем результат согласно подсчётам далее.

Предметное мышление формируется у людей с практическим складом ума, для которого характерны неразрывная связь с предметом в пространстве и времени, осуществление преобразования информации с помощью предметных действий, последовательное выполнение операций. Существуют физические ограничения на преобразование. Результатом такого типа мышления становится мысль, воплощенная в новой конструкции.

Тип мышления и уровень креативности по Брунеру
Источник: tapigo.ru.

Символическое мышление формируется у людей с математическим складом ума, когда происходит преобразование информации с помощью правил вывода (в частности, алгебраических правил или арифметических знаков и операций). Результатом является мысль, выраженная в виде структур и формул, фиксирующих существенные отношения между символами.

Знаковое мышление присуще людям с гуманитарным складом ума, которое характеризуется преобразованием информации с помощью умозаключений. Знаки объединяются в более крупные единицы по правилам единой грамматики. Результатом является мысль в форме понятия или высказывания, фиксирующего существенные отношения между обозначаемыми предметами.

Образное мышление предпочитают люди с художественным складом ума, когда происходит отделение от предмета в пространстве и времени, осуществление преобразования информации с помощью действий с образами. Нет физических ограничений на преобразование. Операции могут осуществляться как последовательно, так и одновременно. Результатом служит мысль, воплощённая в новом образе.

Креативность — творческие способности человека, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей. Креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения. Для развития творческого мышления используются обучающие ситуации, которые характеризуются незавершённостью или открытостью для включения новых элементов.


Next