
Истинные художники куплета и рифмы
«Я имею вокруг себя довольно наставников — луга, сады, деревья и ещё пение птиц» — сказал когда-то давно один из трубадуров.
Близится к завершению наше повествование об эпохе трубадуров и миннезингеров. На протяжении серии статей мы узнали кто такие трубадуры и какие события способствовали развитию данного направления в поэзии средних веков. Узнали о том, как трубадуры проявляли свою любовь к дамам и как эта любовь переросла в особый вид искусства — служение дамам. Выявили интересную связь между поэзией трубадуров и формированием рыцарства. Дело осталось за малым — выяснить где же трубадуры обучались своему ремеслу и кто такие миннезингеры.
Лирическая поэзия трубадуров зародилась и процветала в период с XI по XIV века. Удивительно то, что на протяжении данного периода не существовало каких-либо обществ или школ трубадуров. Остаётся лишь гадать, как сложилась бы судьба лирической поэзии трубадуров, если бы такие школы и общества все же существовали. Не понаслышке всем известно, что любая школа, будь-то художественная, музыкальная или любая другая, обучают по определённой программе и по своим определенным системам и методикам.

И если бы такие школы существовали, то их влияние обязательно сказалось бы на произведениях трубадуров и мир бы никогда не увидел то обилие уникальных и разнообразных по форме и содержанию сочинений. Отсутсвие школ благоприятно сказалось на произведениях трубадуров — каждое из них уникально по форме и не имеет одинаковых черт и выражений.
Примечательно то, что даже критику своих коллег трубадуры проделывали при помощи стихотворений критического содержания. Причём критиковали не форму и какие-либо установленные правила, а мысль высказанную автором в произведении. Отсутсвие школ и обществ способствовало абсолютной свободе, которая выливалась в личные приемы и предпочтения поэтов.
Несмотря на то, что школ и обществ для трубадуров не существовало, молодые поэты учились у старых. Перенимали их опыт, прислушивались к песням наиболее известных авторов. Благодаря этому опыту зародились известные традиции и стили, которые передавались из поколения в поколение. Какие же стили слога применяли трубадуры? Рассмотрим наиболее известные и используемые.

Древнейшей и самой простой формой лирической композиции у трубадуров называлась словом vers, в переводе с латыни versus — стих. К данной форме относились и произведения народной поэзии. В любом произведении данной формы использовалась односложная мужская рифма. Пример народной песенки:
Алиса поднялась с зарей, —
Иванов К. А. Трубадуры, труверы и миннезингеры. — СПб., 1901.
Привет тебе, друг милый мой! —
Она наряд надела свой.
Но под листвой —
Привет тебе, друг милый мой! —
Его все нет со мной.
Совсем скоро данный вид формы, описывающий в основном любовь, уступил место кансонам. Кансоны отображали не только чувства любви и восхваления любимого предмета, но и прославления благодетелей. Данная форма часто склонялась к религиозным сюжетам. Приведём отрывок кансоны Арно де Марвейля:
Все о ней говорит:
Иванов К. А. Трубадуры, труверы и миннезингеры. — СПб., 1901.
Утром ранним заря,
И цветы, что весной украшают поля,
Все твердит мне о ней, о прекрасных чертах,
И ее воспевать побуждает в стихах.
Третьей формой лирической композиции был сирвент, который резко отличался от двух его предшественников. В сирвенте воспевали войну, ненависть и мщение и уж никак не любовь. Сирвентами пользовались знатные владетели, желающие сильнее уколоть и задеть за живое своих противников. Примечательно, но Пушкин тоже прибегал к данной форме:
О чем, прозаик, ты хлопочешь?
Иванов К. А. Трубадуры, труверы и миннезингеры. — СПб., 1901.
Давай мне мысль, какую хочешь:
Ее с конца я заострю,
Летучей рифмой оперю,
Взложу на тетиву тугую,
Послушный лук согнув в дугу,
А там пошлю наудалую —
И горе нашему врагу!
Сирвенты писались в основном придворными поэтами, состоящими на службе у сеньора. Сирвенты часто характеризуют ещё служебными стихотворениями. Часто бывало и так, что сирвент брал на себя роль брошенной белой перчатки, то есть выступал как вызов врага на войну. И если противник желал ответить на сирвент, то обязан был сохранить форму и воспроизвести те же рифмы, что и у оппонента.
К одной из главных форм поэзии трубадуров относят также тенсоны — рифмованные диалоги. Тенсоны от латинского contentio — спор. С помощью тенсонов изображали спор по различным вопросам и слагался тенсон не одним поэтом, а двумя. Каждому поэту отводилось по строфе, в которой возражающий в обязательном порядке должен был повторить рифму противника. В тенсонах противник мог быть и воображаемым. Пример на фото ниже:

Таковы некоторые формы лирической композиции трубадуров. Однако к какой бы форме не прибегал трубадур, везде чувствуется любовь и трепет к своему произведению. Трубадуры дорожили своими произведениями и не терпели каких-либо посторонних вмешательств и исправлений в них. Говоря о работе над написанием произведения, трубадуры употребляли слова построить, сковать, сработать и уж никак не сочинить. Трубадуры были истинными художниками, подарившими человечеству куплет и рифму.