Меню Поиск по сайту

лента

Выбрать категорию
Свободные женщины викингов

Свободные женщины викингов


«Льстивою речью, дарами богатыми
Добивайся от девы любви.
Восхваляй лучезарную прелесть прекрасной —
Благосклонность заслужишь её» — песнь «Изречения Высокого», «Эдда», Скандинавский эпос.


История викингов богата отважными и смелыми воинами и, согласно сагам, порой, яростными, свирепыми и безжалостными. Однако сохранились сведения и о женщинах-викингах, которые были, пожалуй, опаснее мужчин из-за своего коварства. В одной из саг повествуется о легендарной женщине-викинге по имени Фрейдис, дочери Эйрика Рыжего.

В поисках славы и богатства Фрейдис путешествовала с отцом и братьями в Гренландию и Северную Америку. Однажды утром на поселение викингов в Северной Америке напали местные индейцы. Фрейдис не растерялась, а побежала прямиком на них, при этом ударяя мечом о свою грудь. Испугавшись, индейцы ринулись в рассыпную.

Позже в лагере викингов между Фрейдис и двумя братьями вспыхнула ссора, а так как Фрейдис была коварна и своенравна, она подговорила мужа убить братьев и всех их людей. После чего Фрейдис взяла топор и расправилась с их жёнами. Вот такая жила легендарная женщина-викинг на рубеже IX — X веков. Однако женщины викингов не были столь коварными.

Свободные женщины викингов
Источник: google.com.

В Скандинавии женщины пользовались куда большим уважением, нежели большинство их современниц в других странах. Женщинам викингов разрешалось владеть землёй и другой собственностью. Иногда дочери наследовали часть состояния родителей. Свобода в поступках и авторитет зависел и от статуса женщины. Например, супруга богатого вождя имела больше свободы, чем жена землепашца.

Статус женщины можно было определить по одежде и украшениям. Как правило, женщины викингов носили длинные платья, закреплённые вокруг шеи тесёмкой или маленькой брошью. Поверх платьев одевали шерстяные или льняные туники, которые состояли из двух прямоугольных кусков ткани, соединённых на плече ремешками. Ремешки крепились к тунике при помощи брошек. Некоторые носили брошки со свисающими цепочками, на которых висели различные предметы: ножи, гребёнки, ключи и другие.

На улице женщины носили шали, закрепляя их брошами на плечах. В холодную погоду некоторые женщины надевали стёганые плащи с подкладкой из перьев. Женщины, как и мужчины, носили кожаные башмаки или сапоги, голенища которых привязывались к щиколоткам. Женщины викингов славились очень длинными волосами, которые заплетали или связывали узлом на макушке. Во круг лба они завязывали разноцветные ленты. Замужние женщины носили на голове платок.

Свободные женщины викингов
Источник: google.com.

Женщины викингов носили много драгоценностей. Богатые викинги покупали искусные украшения из золота и серебра. Менее состоятельные люди носили украшения из бронзы, меди или железа. Как уже могли заметить, большой популярностью у женщин пользовались броши. Броши в основном имели овальную форму и замысловатый узор в виде стилизованных животных или спиралей. Встречались и круглые броши из позолоты отделанные серебряной проволокой. На пальцах и запястьях женщины носили золотые, серебряные и медные кольца, а на шею надевали тяжёлые кручёные кольца, называемые торки.

Достигнув определённого возраста, женщина выходила замуж. Обычно родители сами выбирали детям жён и мужей и, как правило, браки заключались из материальных и политических соображений, а ни как не по любви. Перед свадьбой жених предлагал отцу невесты выкуп — часть своего имущества заранее оговорённой стоимости. В свою очередь, отец невесты также давал приданое в виде товаров или денег. Самое что интересное, после свадьбы и выкуп, и приданое навсегда оставались собственностью женщины.

Свободные женщины викингов
Источник: google.com.

Викинги, несмотря на столь ужасающую репутацию, были очень гостеприимными и гордились этим. Отказать гостю в крове или пище считалось у них позором. А какие пышные и грандиозные пиршества устраивали викинги, диву даёшься. Любой пир или торжество всегда сопровождались множеством гостей. Например, в одной из саг была описана свадьба следующими словами:

Свадебного пира, подобного этому, наша земля ещё не видывала; он длился месяц.

Хозяйка дома заботилась о гостях мужа. Выставляла на стол всё лучшее из еды и напитков, что было в хозяйстве. Жена вождя, когда устраивались пиры, одаривала воинов своего мужа, тем самым вознаграждая их за преданность. Награду получал и скальд, который сочинял песню или поэму, прославляющую храбрость и щедрость мужа.

Свободные женщины викингов
Источник: google.com.

В повседневной жизни в обязанности замужней женщины входило приготовление пищи для всех домочадцев, а также варка пива и других алкогольных напитков. Если женщина была богатой, то всю работу выполняли рабы. Женщины викингов занимались ткачеством и прядением. На это уходили много времени — необходимо было обеспечить всю семью одеждой. Занимались женщины и изготовлением одеял и гобеленов для украшения стен дома.

Помимо перечисленного, женщины крестьянки доили коров и овец, изготавливали масло и сыр из молока. Ухаживали за курами и гусями, помогали мужьям убирать в поле урожай. Забота о семейном бюджете и присмотр за рабами мужа так же лежали на плечах женщины. Каждая женщина викинг знала, как смешивать травы и минералы, чтобы получить необходимые лекарства и снадобья для больных.

Своеобразным символом статуса и ответсвенности у домохозяек была связка ключей, которую они постоянно носили с собой. Связка ключей состояла из ключей от дома, от сундука, игравшего роль сейфа, от различных ларцов, где хранились шелка, драгоценности и изысканные восточные пряности. Ключи висели на цепочке, прикреплённой к броши на тунике.

Свободные женщины викингов
Источник: google.com.

До момента принятия христианства, любой скандинавский мужчина мог жить сразу с несколькими женщинами, если пожелает. Однако всегда была одна законная жена, которая принадлежала к тому же социальному слою, что и её супруг. Законная жена и являлась хозяйкой дома, другие женщины, как правило, находились на положении домашних рабынь.

Во времена викингов женщины не только вели большое хозяйство, но и занимались воспитанием детей. Стоит заметить, что в те времена женщины часто умирали во время родов, впрочем, была высока и детская смертность. Если младенец рождался с явными отклонениями, то его оставляли умирать под открытым небом. Такая же участь ожидала и вполне здоровых детей, рождённых у бедных родителей.

Свободные женщины викингов
Источник: google.com.

С рождения дети викингов обучались необходимым навыкам для взрослой жизни. Мальчики учились охотиться, обращаться с оружием, крестьянскому ремеслу. Девочки учились стряпать, ткать и присматривать за детьми. Археологические исследования показали, что иногда женщины викинги занимались очень необычными делами. Например, в одном из женских захоронений были обнаружены весы, гири и мерки. Можно смело сделать вывод, что женщина была купцом или работала на рынке.

Женщины викингов и вправду пользовались большим уважением. Подтверждением тому является бракоразводный процесс. Если по каким-либо причинам женщина желала развестись с мужем, то она просто объявляла об этом нескольким свидетелям. Расторгнув брак она имела право забрать с собой приданое, а также любую собственность, принадлежащую ей до свадьбы. Муж мог развестись с женой аналогичным образом.

Так жили женщины великих и свирепых бойцов, которые наводили ужас на своих современников. Как жили воины викинги, чем занимались, как одевались и другие моменты жизни, расскажем в следующий раз.


# факты

Закладки
Здесь будет реклама
Колосс Родосский — памятник богу Гелиосу

Колосс Родосский — памятник богу Гелиосу


Символом единства людей средиземноморского острова Родос была гигантская статуя Колосс Родосский — шестое чудо света из списка Антипатра.


В 305 году до нашей эры царь Деметрий, прозванный Полиоркетом, что означает «осаждающий города», потребовал от родосцев присоединиться к нему в его войне против египетского правителя Птолемея Сотера. Родосцы ответили отказом, так как Египет был их главным торговым партнёром. Деметрий был в ярости.

Несколько недель Деметрий пытался взять осаждённый город Родос, но все попытки не приводили к желаемому результату. Преодолеть стену, защищавшую город и гавань, так и не удавалось. Всё, что удалось сделать Деметрию, это высадить на остров мощный флот, доставить оружие и провиант.

Колосс Родосский — памятник богу Гелиосу
Источник: google.com.

Деметрий не сдавался и приказал соорудить осадную башню-гелеполу невиданных до того времени размеров. Дубовая башня представляла собой настоящего монстра, достигавшего в высоту около тридцати метров. Передвигалась башня при помощи колёс, а оборудована она была таранами и катапультами, которые метали камни весом до центнера на расстояние в несколько сот метров.


Башня-гелепола — передвижная башня для штурма крепостных стен

Башню приводили в движение 3 400 воинов. На верхних этажах башни располагались лучники и там же имелись перекидные мосты, которые опускали на городскую стену. Защиту от зажигательных стрел башне обеспечивали звериные шкуры, подвешенные на решётке из сплетённых прутьев и постоянно смачиваемые водой.

Монстр двинулся в атаку, подошёл к стене, пробил глубокую брешь и принёс победу Деметрию. Однако дальнейшее наступление и взятие города по каким-то причинам было отложено до утра, что дало родосцам шанс на спасение.

Колосс Родосский — памятник богу Гелиосу
Источник: google.com.

Согласно легенде, когда жители Родоса увидели исчадие ада у своих стен, они пали на колени и стали просить помощи у покровителя города — бога солнца Гелиоса. Родосцы поклялись воздвигнуть Гелиосу статую, размерами большими, нежели гелепола, если он спасёт их от поражения.

Гелиос помог. Подсказал вырыть за стеной перед осадной башней глубокую яму и замаскировать её ветками и землёй. На следующее утро монстр Деметрия пришёл в движение, продвинулся вперёд на один метр и передними колёсами угодил прямиком в яму. Больше монстр не мог сделать никакого движения. К тому же башня-гелепола, пробившая накануне брешь в стене, закрыла её собой.

После поражения Деметрий снял осаду города, заключил с Родосом мирный договор и покинул остров. Родосцы же принялись за исполнение данной клятвы Гелиосу и соорудили величественный памятник, который вошёл в историю как шестое чудо света. Но остаётся одни вопрос, почему именно к Гелиосу обратились жители Родоса за помощью. Ответ можно найти в мифологии древних греков, которая рассказывает вот о чём.

Колосс Родосский — памятник богу Гелиосу
Источник: google.com.

Как-то раз решил отец всех богов Зевс поделить землю между богами. Все присутствовали на данном мероприятии, не оказалось лишь бога солнца Гелиоса. Дело происходило утром, когда бог солнца совершал свой ежедневный путь по небосводу на золотой колеснице, запряжённой четвёркой огненных коней.

Вернувшись, Гелиос потребовал от Зевса остров, который он заприметил ещё тогда, когда медленно поднимался из под воды перед восхождением на небо. Островом оказался Родос. Зевс согласился, и с тех самых пор Гелиос стал особо почитаемым богом родосцев.

Жители Родоса принялись за выполнение обещанного и заказали у известного скульптора Харета из Линда восемнадцатиметровую статую. Стоит заметить, что родосцы оказались ловкими и хитрыми торгашами. Они заранее твёрдо договорились со скульптором о цене, включая плату за работу и материалы. Затем они потребовали увеличить статую в высоту в два раз.

Колосс Родосский — памятник богу Гелиосу
Источник: google.com.

Харет, по-видимому, не особо умел считать, ну или не хотел производить новые расчёты, и просто удвоил ранее оговорённую сумму. Лишь позже скульптор осознал, что родосцы его провели. Фактически, затраты на работу и материалы возросли в восемь раз. Харет завершил работу над статуей, но стал банкротом и из-за долгов покончил жизнь самоубийством.

В 302 году до нашей эры Харет начал работу над Колоссом Родосским. Первым делом он соорудил железный каркас и покрыл его глиной. Полученная форма примерно соответствовала размерам будущей статуи. Следом за этим вокруг каркаса построили насыпь в виде винтовой лестницы. Стоя на ней мастера покрывали статую большими бронзовыми листами. Правда не известно, отливали листы или резали их по размерам.


12 тонн бронзы ушло на статую Колосс Родосский

Подумал скульптор и об устойчивости статуи — доверху заполнил её мелкими и крупными камнями. Внутри оставили лишь узкое пространство, где располагалась деревянная лестница, ведущая к голове и предназначавшаяся для ремонтных работ.

Колосс Родосский — памятник богу Гелиосу
Источник: google.com.

Статуя простояла не более 66 лет. В 224 году до нашей эры произошло сильное землетрясение, статуя не устояла и рухнула. Статуя пролежала почти 900 лет и никто её не смел тревожить, а связано это с одним предсказанием оракула. Согласно этому предсказанию, если статуя будет вновь установлена, то на Родос обрушатся несчастья.

В 653 году нашей эры арабы завоевали Родос, разобрали бронзовую облицовку статуи и на 900 верблюдах переправили её в древний город Эдессу, что на севере Месопотамии. На месте облицовку переплавили и от шестого и самого недолговечного чуда света до наших дней сохранилось лишь его название — колосс.


Гелиос Родосский ниже статуи Свободы в Нью-Йорке лишь на 10 метров

Греческое слово «colossos» изначально обозначало статую вообще, а с момента воздвижения гигантской статуи Гелиоса слово обрело иное значение: колосс — статуя громадных размеров, исполин.

Колосс Родосский — памятник богу Гелиосу
Источник: google.com.

Изображений со статуей Гелиоса никаких не сохранилось, представления о внешнем виде можно составить лишь по письменным источникам. Согласно одной версии, Гелиос стоял обнажённым на пьедестале в задумчивости с приложенной правой рукой ко лбу или держал в ней факел. Через левую руку у него было перекинуто покрывало. Другая версия гласит, что в левой руке Гелиос держал стрелу и лук перекинутый через плечо. Достоверно известно лишь то, что лицо Гелиоса и солнечный диск с семью лучами на голове были из чистого золота.


# факты

Закладки
Кузьма Петров-Водкин — художник или писатель

Кузьма Петров-Водкин — художник или писатель


«Раз человеком вещь сделана — в ней трудного для другого человека не должно быть» — Кузьма Сергеевич Петров-Водкин, «Хлыновск».


Великая русская река Волга подарила миру многих выдающихся живописцев, среди которых есть и фигура первой величины в живописи XX века — Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина.

Родился великий художник 24 октября, по новому стилю 5 ноября, 1878 года на высоком правом берегу Волги, который в то время был окружён лесистыми взгорьями, меловыми холмами и яблоневыми садами. Родился будущий великий художник в семье сапожника Сергея Фёдоровича Водкина.

Кузьма Петров-Водкин — художник или писатель
Источник: google.com. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. «Семья за столом». 1902 год.

Ранние годы мальчика прошли в окружении любящих его родителей и бабушек, трепетные чувства к которым он сохранил на всю жизнь. Особенные и сильные чувства он испытывал к матери, подтверждением чему являются образы материнства на всех полотнах художника. Ранняя работа Кузьмы Петрова-Водкина как раз была на тему семьи и написана художником во времена студенчества в 1902 году — «Семья за столом». Картина получила признание и была отмечена большой серебряной медалью.

«Талантливый человек, талантлив во всём» не устанем повторять о всех выдающихся личностях. Петров-Водкин безусловно имеет к этому прямое отношение. Помимо таланта живописца он обладал безусловным литературным даром. Воспоминания Кузьмы Сергеевича запечатлены в его автобиографических повестях — «Хлыновск» 1930 года, «Пространство Эвклида» 1933 года, ранний очерк «Самаркандия» 1923 года и другие. В энциклопедиях так и написано: «Кузьма Сергеевич Петров-Водкин — художник и писатель».

Кузьма Петров-Водкин — художник или писатель
Источник: google.com. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. «Сон». 1910 год.

Серьёзные навыки в рисовании проявились у художника в малом возрасте. В автобиографии он описал случай, произошедший однажды на каком-то уроке, который свидетельствует об удивительном таланте мальчика и его зоркости зрения. Маленький сын сапожника, учащийся в обычной школе, никак не мог знать об особом жанре натюрморта — trompe l’oeil.


Trompe l’oeil, «обманка» — картины, настолько правдиво передающие предмет, что поначалу воспринимаются как собственно сам предмет
Кузьма Петров-Водкин — художник или писатель
Источник: google.com. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. «Мать». 1915 год.

Первые художественные впечатления будущий художник получил от встречи с иконами новгородского письма в старообрядческом доме своего приятеля и от ярких, цветных рисунков песенного-сказочного содержания, которые создавал при мальчике старик караульщик Андрей Кондратыч, сосед и друг семьи. Вот как описывает это Кузьма Сергеевич в «Хлыновске»:

Первая для меня встреча с чистым народным стилем в графическом выражении была на этих рисунках Андрея Кондратыча, этого несомненного художника народных толщ с их эпичностью, юмором, провидчеством и положительным приниманием жизни.

Кузьма Петров-Водкин — художник или писатель
Источник: google.com. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. «Скрипка». 1916 год.

В школьные годы Петров-Водкин познакомился с двумя хвалынскими иконописцами — старовером Филиппом Парфенычем и монахом Варсонофием. В дальнейшем стиль русской иконописи оказал значительное влияние на почерк мастера и нашёл очень интересное преломление.

В автобиографии художник описывает ещё одну раннюю встречу, которая имела немаловажное значение — встреча с «живописцем-вывесочником». У живописца вывесок будущий художник увидел кардинальное отличие в работах, как писал сам Петров-Водкин: «... палитру красок — голых, базарных, вздорящих между собою».

Кузьма Петров-Водкин — художник или писатель
Источник: google.com. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. «Черёмуха в стакане». 1932 год.

Встречи несомненно оказали важное значение на творческую судьбу художника, они раскрыли перед мальчиком разные грани искусства изображения и показали несхожесть отношений мастеров к краскам и ремеслу в целом. Впечатление от увиденного ещё больше подтолкнуло мальчика к рисованию. В ту раннюю пору художник сделал первые самостоятельные пробы — написал иконы и пейзажи масляными красками.

В 1893 году будущий художник окончил школу в Хвалынске и отправился поступать учиться в Самару. К слову о поступлении, будущий художник и мыслей не держал о профессиональной живописной деятельности. В Самаре Кузьма Сергеевич направлялся поступать в железнодорожное училище. Он уже шёл на экзамен, как на глаза попалось объявление о «Классах живописи и рисовании».

Испытания в училище он не прошёл, а вот в классы живописи он был зачислен с первого раза. Руководитель классов Фёдор Емельянович Буров, имевший статус «императорского художника первой степени», тепло отнёсся к юному живописцу. Однако в 1895 году Кузьма Сергеевич был вынужден вернуться домой незакончив учёбу — умер Буров.

Кузьма Петров-Водкин — художник или писатель
Источник: google.com. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. «Играющие мальчики». 1911 год.

В скором времени после возвращения домой будущего великого художника ожидала ещё одна важная встреча. Мать Петрова-Водкина в то время работала горничной у хозяйки, у которой была состоятельная петербургская сестра, решившая выстроить под Хвалынском дачу. В этих целях был приглашён преуспевающий придворный архитектор Роберт-Фридрих Мельцер. И так удачно сложилось, что архитектору показали работы Петрова-Водкина, выросшего на глазах хозяев дома.

Творения молодого художника вызвали восторг у Мельцера и он вызвался помочь поступить Кузьме в учебное заведение в Петербурге. Сестра хозяйки — петербургская дама Юлия Ивановна Казарина обещала со своей стороны материальную поддержку юноше. В дальнейшем они ещё долго оказывали помощь художнику, которая постепенно стала выражаться в подыскивании заказов для подопечного.

В 1895 году Петров-Водкин поступил в Центральное училище технического рисования, основанное бароном Александром Людвиговичем Штиглицем. Однако рассказ о творчестве и судьбе великого художника продолжим в следующей статье.


# искусство

Закладки