Все сервисы Личный кабинет
Животные как культурные герои

Животные как культурные герои


«Каждый миф есть одна из версий правды» — поэтесса и критик Маргарет Этвуд.


В предыдущих статьях проекта мы познакомились с понятием слова «миф», узнали какие существуют самые древнейшие группы мифов. Выяснили, почему именно к образам животных в описании жизненных процессов обратились древние люди и во что в итоге трансформировались эти образы. Осталось лишь узнать какую роль играли мифы о животных в культуре человека.

В древних мифах народов мира животные часто выступали в качестве культурного героя, который совмещал в себе две роли. Первая роль — творца космических элементов — солнце, месяц, звёзды, горы и другое устройство поверхности земли.

Вторая роль — основателя новой культурно-социальной традиции — устройство общества, обучение ремёслам и другие бытовые и общественные нужды. Тема о культурных героях обширна и к ней мы вернёмся в отдельном проекте.

Животные как культурные герои
Фото: Мифы народов мира, 1997 год. Вестник смерти коршун Моан. Фрагмент росписи блюда. Майя. 8 — 9 века.

Нередко культурный герой животное-демиург вступает в конфликт с другим животным, который обладает элементами космоса или природными силами. Известны многие мифы на эту тему. Один из них относится к индейцам северо-западного побережья Тихого океана. Миф о вороне-демиурге, который похитил у Серого орла солнце, месяц, звёзды, пресную воду и огонь. Ворон-демиург укрепил светила на небе, а огонь и воду сбросил на землю.


Демиург — ремесленник, мастер, созидатель, творящий для народа

Или миф у тлинкитов из Северной Америки и других племён Тихоокеанского побережья, повествующий о культурном герое, мироустроителе и трикстере — великом вороне Йель. Согласно мифам, отец Йеля, спасаясь от потопа, попал на небо, откуда потом и свалился Йель на плавучую водоросль. Там ворона Йеля обнаружил и усыновил вождь одного из племён. В дельнейшем Йель вывел людей из раковины-моллюски, похитил для них огонь у вождя солнца и снабдил людей водой и дичью.

К слову о воронах. У многих племён побережья существует фратрия Ворона. Изображение Ворона — предка людей — часто встречается и на тотемных столбах, стенах домов и других предметах. Но вернёмся к теме статьи.

Животные как культурные герои
Фото: Мифы народов мира, 1997 год. Ацтекское изображение змея, луны и богини луны. Тласольтеотль.

Аналогичные задачи в индийских мифах и сказаниях решали койот, бобр, олень, дятел и другие животные. А у ненцев, например, есть поверье, что пользоваться огнём люди научились у белого медведя.

У многих народов существуют и такие мифы, в которых животные совместными усилиями занимаются мироустройством. Коршун, орёл, ворон, медведь, горный лев и другие животные достали солнце и укрепили его на небе. Причём согласно мифам, многие животные вынуждены были остаться там, тем самым дав начало созвездиям. Например, скат стал Малой Медведицей, шкура медведя — Большой Медведицей.

Культурными героями в Африке являются не только полузооморфные персонажи, но и шакал, хамелеон, заяц, богомол, черепаха, паук. Нередко животные в Африке выступают и как основатели и покровители тайных союзов. У племён кпеле и менде в Западном Судане — леопард, змея, антилопа, питон, крокодил. У племени гбанде в Либерии — леопард и змея.

Животные как культурные герои
Фото: Мифы народов мира, 1997 год. Ацтекское символическое изображение ягуара.

Со временем в мифах начинают встречаться и другие существа, которые умеют превращаться из животного в человека, из человека в животного или одно животное превращается в другое животное. Нередко встречаются и превращения в космическое тело или элемент земного ландшафта. Подобные превращения характерны иногда и для животных-трикстеров, которые нередко выступают в роли культурного героя.


Трикстер — животное, божество, дух или человек, совершающее противоправные действия или, как часто бывает, не подчиняется общим правилам поведения

В результате таких превращений, сложных или неполных, в мифах появились чудовищные существа, которые совместили в себе черты нескольких животных или человека и животного. В древнекитайской мифологии, например, существует культурный герой и демиург Пань-гу. Пань-гу является первопредком и драконом, воплощающим не только зло, но и несущим в себе положительные функции — охраняете сокровища, управляет дождём и другие.

Животные как культурные герои
Фото: Мифы народов мира, 1997 год. Орёл вычерпывает жизнь из змея. Ацтекский рисунок. Из «Ватиканского кодекса».

Часто в мифах, а позже и в сказках, встречается и другой вариант сочетания животных — кортежи. Яркий пример кортежей — сказка «Теремок». Отметим и то, что многие сказки являются своеобразными реконструкциями мифов с участием животных и в некоторых таких реконструкциях животные выступают в виде божественных персонажей.

Обожествление животных встречается до сих пор в Индии, Юго-Восточной Азии, Африке и других странах. Почитались как божества животные и в Древнем Египте — бык в Мемфисе, шакал в Сиуте, ибис и павиан в Гермополе, корова в Дендере, крокодил в Файюмском оазисе и другие.

Животные как культурные герои
Фото: Мифы народов мира, 1997 год. «Пернатый змей». Индейский рисунок. Из «Кодекса Борджа».

Как видим роль животных в жизни людей огромна и подтверждением тому являются не только мифы, ритуалы и найденные различные захоронения, изображения и фигурки животных, суеверия, фольклор и приметы. Подтверждение того, что животные играют важное значение в жизни людей мы видим и сегодня.

Зооморфные образы используются в воспитании и развитии детей — игрушки, сказки, ласкательные слова. Используются образы животных с сакральным смыслом и в сфере символики, эмблематики, геральдики. Используются образы и в бытовой сфере — украшения, сувениры, название болезней (рак, жаба и другие) и так далее.


Next