Все сервисы Личный кабинет
Зарождение мифов в верхнем палеолите

Зарождение мифов в верхнем палеолите


В наскальной живописи франко-кантабрийского района изображено девятьсот восемьдесят шесть животных, из которых триста тринадцать занимает лошадь, двести девять бизон и остальные.


Пристальное внимание к животным люди стали проявлять очень рано — со времён верхнего палеолита. Именно с этого момента на древнейших памятниках изобразительного искусства животные выступают основным объектом изображений. Например, более 80% всех изображений в палеолитических памятниках Франции и Испании принадлежит животным и лишь 4% приходится на изображения мужчин и женщин.

Поразительно, но учёным удалось определить и характерное распределение изображений животных в пещерной живописи. В сакральной зоне, которая расположена в центральной части стены в подземных залах или при расширении пещеры, находятся изображения зубров — 96%, бизонов — 94% и лошадей — 88%.

В других зонах, состоящих из входа, поворотов и переходов, сужениях между подземными залами и альковах изображены олени —88%, каменные бараны — 86%, медведи — 82%, лани — 79%, северные олени — 72% и мамонты — 70%.

Зарождение мифов в верхнем палеолите
Фото: Мифы народов мира, 1997 год. Геракл, побеждающий речного бога Ахелоя (в образе рогатого змея). Фрагмент росписи краснофигурного стамноса. Кон. 6 век до нашей эры.

Такие же соотношения наблюдаются и в распределении человеческих изображений — соответственно 100% женских фигур в сакральной зоне и 76% мужских фигур в других зонах. Данное расположение изображений женских и мужских фигур, животных и людей, вместе с округлыми и удлинёнными знаками, позволило учёным выявить основную идею мировоззрения людей каменного века — плодородие, берущее свои истоки в женском и мужском началах.

Как видим, идея эта представлена зооморфным кодом, что подтверждает исключительную роль животных в верхнем палеолите. Однако этого ещё недостаточно для формирования мифов и их передачи будущим поколениям. В свою очередь наскальные изображения более позднего времени, обнаруженные в Скандинавии, Сибири, Прионежье и Африке, представляют собой более чёткую организацию пространства — разграничение верха и низа, правой и левой стороны. Появляется систематизация изображений.

Зарождение мифов в верхнем палеолите
Фото: Мифы народов мира, 1997 год. Ягуар как солнечный символ. Рельеф. Теотиуакан. Мексика.

В наскальных рисунках с этого момента появляются простейшие мотивы — кортежи животных из одного вида и чередование разных видов. Верх, середина и низ изображения разграничиваются разными видами животных. В изображениях появляются совместные сцены животного и человека, например, человек преследует животное.

10 ноября 1958 года был обнаружен крупнейший и хорошо сохранившийся археологический памятник Чатал-Хююке эпохи керамического неолита и энеолита в провинции Конья, южная Анатолия. Обнаруженное неолитическое поселение известно своим изобразительным искусством, в котором одно из главных место занимали образы животных.

В наскальных рисунках Чатал-Хююке уже прослеживается хтоническая связь между животным и человеком. Композиции становятся более сложными и смешанными — богиня и леопард; богиня, дающая рождение бычьей голове; мужское божество на быке и другие изображения. В образах прослеживаются некоторые особенности палеолитических изображений животных, но распределяются они по иным правилам.

Зарождение мифов в верхнем палеолите
Фото: Мифы народов мира, 1997 год. Змей Тифон, в которого стреляет из лука младенец Аполлон, сидящий на руках у своей матери Лето. 5 век до нашей эры.

В мифологии существует Древо мировое — своеобразный образ, воплощающий в себе универсальную концепцию мира. Образ Древа мирового обнаружен практически у всех народов в чистом виде или в различных вариантах. Вдаваться подробно в данную тему не будем, материал обширный и заслуживает отдельного внимания.

В мифологии существует такое понятие, как трёхчленное деление Древа мирового — распределение объектов по вертикали. При данном делении Древа мирового выделяется нижняя часть — корни, средняя часть — ствол и верхняя часть — ветви. Аналогично распределяются и животные. На верхушке дерева располагаются птицы. Часто верхушку дерева венчает орёл или какая-нибудь фантастическая птица. Встречаются и две птицы на верхушке, символизирующие солнце и месяц.

Зарождение мифов в верхнем палеолите
Фото: Мифы народов мира, 1997 год. Тифон и Зевс (изображение Тифона строится по вертикали: верх соотносится с крыльями, низ — со змеями). Фрагмент росписи чёрнофигурной халкидской гидрии. Около 530 до нашей эры.

К середине дерева относятся копытные животные — лошади, быки, коровы, лоси, олени и другие. Животные на дереве располагаются симметрично по сторонам и часто образуют определённую последовательность, например, лошади, коровы, овцы и так далее. Иногда к середине Древа мирового относят и пчёл. В низу Древа мирового, на его корнях, располагаются змеи, лягушки, рыбы, мыши, бобры, иногда медведи или хтонические чудовища.

Похожие описания Древа мирового с распределением на нём животных известны в древних традициях Индии, Ирана и Китая, в сибирских шаманских традициях, в старых индоевропейских культурах, включая и славянскую. Данные описания Древа мирового в разных культурах и традициях, являются своеобразными реконструкциями мифов. В следующей статье проекта расскажем о влиянии животных на жизненный уклад людей.


Next