Все сервисы Личный кабинет
Зооморфный код в мифологии

Зооморфный код в мифологии


«История — это правда, которая становится ложью. Миф — это ложь, которая становится правдой» — Жан Кокто, французский драматург, писатель и поэт.


В мифологии мифы делятся на группы, древнейшими из которых считаются мифы о животных и растениях, мифы о происхождении солнца, звёзд и луны — астральные, солярные, лунарные мифы. Рассмотрим их более подробно, а начнём с объёмной группы мифов о животных.

На ранней стадии развития человечества, когда люди ещё не отделялись резко от мира животных, роль последних была велика. В течение длительного времени животные служили для людей своеобразным образцом поведения и моделью жизни. Кстати, в этом смысле образы животных используются и по сей день в баснях, притчах, пословицах и других жанрах.

Зооморфный код в мифологии
Фото: Мифы народов мира, 1997 год. Египетская богиня Баст с головой кошки.

В мифологии животные, наряду с растениями, выступают своеобразным мифологическим кодом, на основе которого составляются целые сообщения и послания — мифы и мифологизированные животные сказки. Образами животных кодировали стороны света, времена года, стихии. Закодированы образами и соответствующие года, месяцы и сутки, с которыми мы все знакомы — знаки зодиака.

Модель животных использовалась людьми в те времена, когда человек не был в состоянии объяснить ни окружающую его природу, ни самого себя. В то время, когда человек не умел выделить себя из природной сферы он создавал мифологическую персонификацию себя в природе, с целью подчеркнуть своё единство с ней.

Конкретными видами животных или особыми зооантропоморфными существами — тотемами — древние люди представляли обычно своих предков.

Зооморфный код в мифологии
Фото: Мифы народов мира, 1997 год. Египетский фараон сосёт молоко небесной коровы.

Тотем обычно позволял связать конкретный человеческий коллектив с конкретной территорией. Тотем связывал прошлое и настоящее, культурное и социальное с природным. Помимо этого тотем выступал своеобразной общей системой норм поведения конкретного коллектива — алиментарное табу, особенности ритуала, экзогамия и тому подобное.

Тотем мог влиять не только на конкретное общество, но и на отдельно взятых людей. В данном случае тотем рассматривался как особое животное, которое магическим образом влияло на судьбу конкретного человека, выступало в какой-то мере его покровителем и защитником. Примером выступает культ личных духов-покровителей у североамериканских индейцев в виде собаки, ворона, лебедя и других животных и птиц.

В мифологии народов мира распространены также мотивы, связанные с духами-хозяевами в виде животных. С духами-хозяевами связаны особые мифы и ритуалы, которые могут влиять и на предмет промысла, и на божество или духа-покровителя, и на самого человека, в котором обыгрываются его животные черты и двуприродность — человеческая и животная.


Промысловый культ — совокупность любых обрядов, направленных на достижение магическим путём успеха охотничьего, рыбного или иного промысла
Зооморфный код в мифологии
Фото: Мифы народов мира, 1997 год. Египетский бог Анубис с головой шакала или собаки.

Постепенно культ животных расширяется, а следом за ним расширяется и количество мифологических ритуалов почитания животных. Появляются особые ритуалы и церемонии — «волчья пляска» у индейцев-квакиутль, «пляска кенгуру» у австралийцев, «бизонья пляска» у индейцев-манданов. Жрецы, шаманы, вожди и их дружина облачаются в звериные шкуры — чаще всего медвежьи или волчьи.

Облачение людей в шкуры животных формирует новые мотивы в мифологии — мотив оборотничества. В мифах у многих народов, например, в хеттских ритуалах, появляются люди-волки, люди-собаки, люди-медведи или греческий миф о Долоне-волке. В следующей статье узнаем взаимосвязь души человека и животного, а завершим рассказ данной статьи повествованием о Змее огненном волке.

В славянской мифологии известен персонаж Змей огненный волк. Являясь персонажем сербского эпоса, восходящего, как и древнерусское предание о Всеславе, князе Полоцком, к общеславянскому мифу о чудесном герое-волке.

Согласно мифу, рождается герой от Огненного Змея в человеческом облике в «рубашке» или с «волчьей шерстью», что является приметой чудесного происхождения. Змей огненный волк может оборачиваться не только волком, но и другим животным или птицей. Герой-волк использует свои способности во благо — совершает подвиги.


Next