Все сервисы Личный кабинет
Трикстер — ум без чувства ответственности

Трикстер — ум без чувства ответственности


Центральными образами архаической мифологии и первобытного фольклора являются культурный герой с чертами первопредка и демиурга и его комический дублёр — трикстер.


Культурный герой является важным звеном в развитии человечества. Главные его действия направлены на наведение порядка в мире, устранение первобытного хаоса и дальнейшее благоустройство мира для людей. На личном примере он показывает, какие поступки правильные и несут пользу, а какие нет. Дарует людям культурные блага и учит правильно их использовать.

Развитие культурного героя происходит неразрывно с развитием человека. Усложняется структура общества, люди делают первые робкие шаги в развитии культурных благ, впервые зарождаются и осознаются такие понятия как: зависть, гнев, месть и другие. Одновременно с этим происходит и трансформация культурного героя. Взяв начало от первопредка культурный герой тесно переплетается с ним и одновременно дополняется демиургом. Мифы усложняются и дополняются новыми героями, братья-близнецы, например.

Трикстер — ум без чувства ответственности
Источник: google.com. Аркадий Васильевич Мошев.

Трансформируется и характер культурного героя. Если раньше он без промедлений шёл на подвиги ради людей, то со временем он стал совершать различные проделки. Благодаря этому появляется демонически-комический дублёр культурного героя — трикстер, который наделяется чертами плута-озорника. В энциклопедии «Мифы народов мира» написано следующее:

Когда у культурного героя нет брата, то часто ему приписываются различные проделки, некоторые из них даже являются пародийным переосмыслением его же собственных серьёзных деяний.

Во многих мифах народов мира культурный герой часто прибегает к различным хитростям и уловкам, чтобы достичь желаемого. Например, Прометей обманывает богов при дележе мяса. Интересно то, что в мифах серьёзные деяния культурного героя заметно отличаются от озорных трюков. Например, мифы североамериканских племён о творческих деяниях Ворона, Койота и других героев ритуализованы по формам бытования и отличаются от шуточных и анекдотных историй и рассказов с теми же героями.

Трикстер — ум без чувства ответственности
Источник: google.com. Аркадий Васильевич Мошев.

И вот тут происходит следующий шаг в трансформации культурного героя. Происходит его отделение от трикстера, который начинает выступать как отдельный герой со своим характером. Если деяния культурного героя направлены на удовлетворение жизни людей, то проделки трикстера направлены прежде всего на удовлетворение своей прожорливости или похоти. Обычно преобладает одно какое-то качество.

В стремлении удовлетворить голод или ненасытное желание, трикстер обманывает, нарушает самые строгие табу, нормы общинной морали, действует асоциально. Например, поедает все запасы семьи или родовой общины, злоупотребляет гостеприимством. В отличие от отрицательного брата-близнеца, которого достигает расправа и он умирает, трикстер практически всегда торжествует над своими жертвами.

Трикстер — ум без чувства ответственности
Источник: google.com. Аркадий Васильевич Мошев.

Стоит помнить, что действия в мифах разворачиваются в те времена, когда не был установлен строгий мировой порядок. Трикстер являлся своего рода отдушиной, в которой заключался некий универсальный комизм «... распространявшийся и на одураченных жертв плута, и на высокие ритуалы, и на асоциальность и невоздержанность самого плута». И тут мы подошли к тому, что сказания о культурных героях, как положительных, так и отрицательных, являются своеобразным первобытным мифологическим эпосом.

Мифы о культурных героях оказали большое влияние на развитие сказки и героического эпоса. Сказки-анекдоты о животных, например, вышли из этиологических мифов о зооморфных культурных героев трикстеров. В результате в сказках герои остаются трикстерами, но полностью лишаются характера культурного героя.

Мифы, в которых культурный герой похищает природные объекты преобразуются в волшебные сказки, где герой ищет и добывает у хранителей чудо-предметы, диковинки, живую воду, жар-птицу и другие предметы. Отголоски сказаний о культурных героях отображаются и в эпосах «Рамаяне», «Гэсэре», «Беовульфе».


Next