Все сервисы Личный кабинет
Тотемные первопредки — прародители человека

Тотемные первопредки — прародители человека


«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие» — Александр Сергеевич Пушкин.


Базисным началом в соединении культурного героядемиурга — первопредка является первопредок — родовой, племенной, фратриальный. В мифологии предки делятся на два вида. Первые — это тотемные первопредки, которые относятся к персонажам эпохи первотворения, связанных с происхождением людей.

Второе понятие предков относится к периоду эмпирического времени и означает старших родственников, живых и умерших, которые становятся объектом почитания, предметом социального культа. В данном разделе речь пойдёт о тотемных первопредках. В энциклопедии «Мифы народов мира» приводится следующее определение тотемных предков:

...тотемные первопредки — прародители человеческой родовой группы (рода, фратрии, племени в целом, большей частью отождествляемого с человечеством), а нередко и связанного с нею определённого вида животных, растений и др. природных объектов.

Тотемные первопредки — прародители человека
Источник: google.com. Аркадий Васильевич Мошев.

Тотемные первопредки относятся к эпохе первотворения, называемой также Время мифическое, которое предшествовало эмпирическому, то есть историческому, «профанному» времени. Именно во Время мифическое тотемными, племенными первопредками — демиургами — культурными героями и был создан мир в том виде, который мы наблюдаем сегодня. Впервые появились небесные светила, рельеф земли, растения, животные, человек и культурные блага.

Тотемные предки выступают в виде зооморфных или зооантропоморфных и антропоморфных существ. Во многих мифах предки породив, создав или доделав «настоящих людей» превращаются в животных и других существ, что нередко трактуется как первая смерть и уход в иной мир. Создав людей предки совершают и культурные, творческие деяния.

Постепенно первопредки начинают рассматриваться как люди других миров и обожествляются, появляется всеобщий отец, надтотемный предок. Существуют и мифы, когда первопредок создаётся богом или состоит с ним в родстве и выступает его помощником или посланцем. В ряде случаев первопредок отождествляется с первочеловеком.

Тотемные первопредки — прародители человека
Источник: google.com. Аркадий Васильевич Мошев.

В ряде мифологий первыми людьми, первопредками-культурными героями, выступает первый царь или вождь, от которого происходит остальной народ. Встречаются и антропоморфные существа мифического времени, например, нарты, которые существовали до первых богов и людей. Обычно такие существа представлены двуполыми воинственными долгожителями, поедающими табуированную еду и тому подобное. Из всего выше сказанного видно, что первый народ нередко выполняет роль культурного героя.

Завершим рассказ о первопредках мифологией догонов и тотемическим культом Бину, который посвящён жившим некогда предкам и призван обеспечить их благосклонность к живым.


Бину — «ушедший и вернувшийся» — предок или связанный с ним тотем

Согласно мифам догонов, когда предок решает заявить о себе своим потомкам, он является лишь избранному им человеку в облике животного — своего двойника. Избранному предок передаёт ряд культовых предметов, которые должны быть помещены в выстроенное в честь Бину святилище. Специально для культа Бину выбирается жрец, чаще всего это тот, к кому явился Бину.

Тотемные первопредки — прародители человека
Источник: google.com. Номо. Догоны.

Культ Бину имеет сложные ассоциации со священными местами догонов, которые используются для поклонения предкам, духовного общения и жертвоприношения. Французский антрополог Марсель Грио и его коллеги изучали догонов и их мифологию и пришли к выводу, что все основные священные места данной этнической группы были связаны с мифами о сотворении мира, в частности с божеством Номмо — божеством воды.

Согласно мифам, бог неба и создатель вселенной Амма, создал первое живое существо Номмо, которое вскоре размножилось и стало четырьмя наборами близнецов. Однажды один из близнецов восстал против установленного порядка Аммой и нарушил равновесие во вселенной. Чтобы исправить положение, Амма принёс в жертву ещё одного из Номмо. Земля вновь обрела состояние чистоты, а куски Номмо были брошены в четырёх частях света. Распределение частей Номмо таким образом рассматривается как источник размножения святынь Бину по всему региону Догонов.

Тема первопредков тем или иным образом присутствует в мифологии любого народа, живущего на земле. Тема увлекательная и захватывающая, журнал будет ещё к ней возвращаться в других статьях и проектах, а пока предлагаем проследовать дальше и познакомиться с другими особенностями культурного героя.


Next