
Простота и гармония Зинаиды Серебряковой
Простые сюжеты, пластичность и гармония, реалистичность и насыщенность новыми стилистическими изысканиям все эти слова о творчестве Зинаиды Серебряковой.
28 ноября 1884 года в родовом имении Нескучное, что в тридцати верстах от Харькова, родилась русская художница Зинаида Евгеньевна Серебрякова. Отец Зинаиды Евгеньевны, внук пленённого офицера наполеоновской армии, Евгений Александрович Лансере, занимался скульптурой малых форм. Мать художницы, Екатерина Николаевна Бенуа, в молодости была художником-графиком. Дед Зинаиды славился известным архитектором, а прадед — венецианским композитором и театральным организатором. Так или иначе, старшая родня Зинаиды Евгеньевны была прославлена в кругах искусства и неудивительно, что дети пошли по стопам родителей.
Зинаида была младшим, шестым ребёнком в семье и так уж распорядилась судьба, но отца она не помнит. На тридцать девятом году жизни он умер от туберкулёза, в это время Зине было всего два года. Трагедия эта повлияла на дальнейшую судьбу семьи Лансере-Бенуа. Овдовевшая мать Зинаиды увезла детей к своим родителям в Петербург. Многочисленное семейство поселилось в особняке, в котором в разных квартирах проживала родня Зинаиды по материнской линии. Благодаря многочисленной родне, живущей в одном месте, особняк в столице называли «домом Бенуа».
Дети семьи Лансере-Бенуа занимались живописью и архитектурой, с раннего детства хорошо рисовали. Зинаида училась в Коломенской женской гимназии, где она и увлеклась уроками живописи. Окончив обучение в гимназии, Зинаида продолжила обучение в частной школе искусств княгини М. К. Тенишевой. Однако здоровье художницы пошатнулось и она вынуждена была прервать обучение. Екатерина Николаевна, опасаясь за здоровье дочерей, увозит их на юг Италии, где древние памятники римской архитектуры вызывают неподдельный интерес у художницы к их изучению. В это же время Зинаида увлечённо начала писать акварелью.

В 1903 году Зинаида возвращается в Россию и по совету дяди вновь начинает учится живописи. Вторая попытка продолжить обучение искусству не увенчалась успехом. Повод правда на этот раз был приятным. Дело в том, что семья Лансере-Бенуа все каникулы проводила в родовом имении Нескучном, где Зинаида много общалась с двоюродным братом по отцу Борисом Анатольевичем Серебряковым. Детская дружба между ними превратилась в тёплые, трепетные и нежные чувства. Несмотря на то, что церковь запрещала браки между близкими родственниками, влюблённым все же удалось обвенчаться. Не остановило их и то, что Зинаида был крещена в католичестве, а Борис в православии.
Семейная жизнь не явилась препятствием по достижению поставленной цели для Зинаиды — получить образование. Поздней осенью 1905 года Зинаида с матерью уезжают в Париж, а через пару недель к ним присоединяется и ее молодой супруг. По совету дяди, Зинаида поступает в Академию де ля Гранд Шомьер. Однако обучение не было закончено. В 1906 году Зинаида Евгеньевна с мужем и матерью возвращаются в Россию. В мае у четы Серебряковых родился сын, а в сентябре 1907 года родился второй ребёнок. Маленькие дети занимали большую часть времени Зинаиды Евгеньевны, однако, как только выдавались свободные минутки она рисовала.

Из под кисти художницы в это время выходили этюды с изображениями детей, как своих, так и сельских подростков, зарисовки крестьянских строений и пейзажи. В это же время Зинаида Евгеньевна создала работу «За туалетом. Автопортрет», ставшую настоящим произведением искусства. Данная работа заявила художественному миру России о новом самобытном мастере кисти. Однако как часто бывает, многие авторы испытывают некоторое неудовлетворение от своих работ. Зинаида Евгеньевна писала об этом так: «Я больше рисую, но по-прежнему в отчаянии от своей живописи».

В 1912 году у Серебряковых рождается дочь Татьяна, а через год Екатерина. И хоть сыновья подросли, но четверо детей все же создавали множество житейских хлопот. Несмотря на это Серебряковы чувствовали себя счастливыми. У них была большая любящая семья и любимое дело.
В конце 1916 — начале 1917 года Зинаида Евгеньевна получила предложение от архитектора Алексея Викторовича Щусева поучаствовать в росписи вокзального ресторана. С работой она справилась на отлично, хоть ее и обуревала неуверенность в себе и боязнь сделать работу неудачно. Варианты эскизов «Япония», «Сиам», «Индия» и «Турция» до сих пор хранятся в Государственной Третьяковской галерее. В следующей статье продолжим изучать биографию Зинаиды Евгеньевны и узнаем как сложилась ее судьба после революции.