Все сервисы Личный кабинет

Про монастырскую кухню


С середины 16 века традиционная русская кухня разделилась на монастырскую, сельскую и царскую. Так уж сложилось, что в старорусских летописях чаще встречаются описания трапез и застольев царских и патриарших, нежели крестьянских. Есть предположения, что сельская кухня не сильно отличается от монастырской. В иных моментах времени трапеза крестьян была скудней, чем у монахов. Рассмотрим традиционную монастырскую кухню.


Основным источником информации послужит монастырский столовый обиходник. Монахи скрупулезно вели записи своей жизни и некоторые сохранились и по сей день. В уставе Кирилло-Белозерского монастыря конца 16 века, на 20 листах подробно описан обиход монахов. Столовый обиходник монастыря расписывает дневные выти и регламент трапез на год для постных дней.


Выть — количество употребляемой еды за один раз.

Трапезничали монахи коллективно, два раза в день. В основном это были обед и ужин. Случались дни, когда монахи вкушали один раз в день или не ели вовсе. Основным и ежедневным блюдом на обед в монастыре были щи. Варили их из свежей капусты с приправой, которая готовилась из муки с водой или с постным маслом. Уже в то время варили борщевые щи из свеклы. В народной этимологии имеется распространенное мнение, что борщ является старославянским названием свеклы. Доказательств обратного не было найдено в словарях древних славянских наречий. Часто со щами подавали на обед варево из гороха, напоминающее гороховую кашу или суп-пюре.

Во штех белая капуста или борщ или кислица с чесноком… или короваи с рыбою двум братом… Устав Кириллова монастыря

Источник: russiainphoto.ru

Любили на Руси и рыбу откушать. Монастырскую кухню это тоже не обошло стороной. Перечень вторых блюд монастырского обеда и ужина был велик. Рыба занимала главенствующее место. На обед подавали три или два вида рыбы, на ужин — один. Рыбу запекали в печи, жарили, солили. Не обходилась монастырская трапеза и без каши. Каши варили манные молочные, гречневые, пшенные. На столе присутствовали яйца, сыр вялый (вылежавшийся творог) и огурцы.


Безрыбье хуже бесхлебья — говорили жители севера.

Основным напитком традиционной монастырской кухни был квас. Его пили ежедневно во все приемы пищи. Исключением был Великий пост. В это время квас заменяли рассолом от квашенной капусты или рассолом от квашенной свеклы. Пили свежее и топленое молоко, кисели и сыту.

Во время постов в монастыре ели куда меньше, чем во время праздников. Праздничное меню было разнообразным, включало ко всему перечисленному еще мясо и хмельные напитки, которые готовили сами монахи. Главный принцип монастырской трапезы не количество съеденной еды, а ее качество. Обязательно учитывалось время приема пищи и какие блюда употреблять в тот или иной промежуток времени. Даже поговорка на этот случай имеется «Во время поста — скорому не едят».


Сыта — медовый взвар, вода подслащенная медом.

Вот такую историю монастырской кухни поведал нам устав Кириллова монастыря конца 16 века. В следующий раз рассмотрим традиционную царскую кухню и узнаем о влиянии иноземных традиций на русскую кухню.


Next