Тапиго

В июне 1905 года к Главнокомандующему на Дальнем Востоке генерал-адъютанту Линевичу с «проектом о снабжении армии блиндированным автомобилем, вооруженном пулеметами», обратился офицер седьмого Сибирского казачьего полка князь Накашидзе.


С этого момента начинается история бронеавтомобиля в России. Отметим, что каких-либо источников, кроме документов, хранящихся в ЦГВИА, не сохранилось и утверждать и настаивать истина это или ложь, разумеется мы не будем. Расскажем все, что сами узнали.

Князь Накашидзе, подъесаул седьмого Сибирского казачьего полка, предложил использовать данные автомобили в военных действиях. Князь так сильно настаивал на приобретении данного транспортного средства, что все издержки по испытаниям предложил взять на себя. Однако было одно условие, если выписанный броневик будет отвечать всем требованиям, то казна обязуется выкупить его за тридцать тысяч рублей. Помимо этого казна обязана была выплачивать инженеру-механику жалование в размере семьсот сорока рублей в месяц.

Идея была одобрена руководством и князя командировали в штаб Варшавского округа для приемки автомобиля. Однако при этом был выдвинут ряд требований, которым должен был соответствовать новый транспорт. Что же это за требования? Главное требование касалось безопасности обслуживающего персонала и стрелков от поражения ружейным и шрапнельным огнём. Таким образом, автомобиль должен был быть блиндирован и обеспечить безопастность военных. Автомобиль необходимо вооружить двумя - тремя пулемётами и расположены они должны быть таким образом, чтобы огонь мог вестись во все стороны. Во время стрельбы, особенно когда автомобиль стоит на месте, мотор должен работать так плавно, что не влиял бы на меткость стрельбы.

<?php echo $h1; ?>
Фото: В.Г. Усков, Б.И. Залко и Московского Политехнического музея

Транспорт должен быть снабжён выкидными мостками для беспрепятственного переезда через рвы. Двигаться транспорт должен со скоростью шестьдесят вёрст в час по хорошей дороге, сорок пять вёрст в час по удовлетворительной и до пятнадцати вёрст в час по вспаханному полю и грязи. Стоимость автомобиля — тридцать тысяч рублей, а в случае успеха и дальнейших заказов, за двенадцать автомобилей цена составит двадцать восемь тысяч рублей за штуку.

Случайность или нет, но экземпляр бронемашины, соответствующей вышеописанным требованиям, был заказ у французской фирмы «Charron Jirardot et Voigt” в Париже. Согласно документам, одним из директоров отдела бронирования автомобилей этой компании был Накашидзе. Как видим князь был сильно заинтересован в сбыте продукции своего отдела. Напомним читателю, что события развивались летом 1905 года, во время Русско-Японской войны. И пока шли переговоры о постройке бронемашины, пока готовая машина добиралась по железной дороге до России, воюющие стороны заключили мир. Потребность в бронемашине вроде как и ушла, но отказаться от заказ не было возможным. Было решено не доставлять транспорт на Дальний Восток, а провести испытания в Петербурге.

<?php echo $h1; ?>
Фото: В.Г. Усков, Б.И. Залко и Московского Политехнического музея

В марте 1906 года бронеавтомобиль прибыл в Петербург, а вскоре начались его испытания. Испытательной комиссии было поручено выяснить, насколько броневик соответствует поставленым условиям. Первые испытания бронеавтомобиль проходил с конца марта по конец мая. Испытывали проходимость автомобиля в разных дорожных условиях и вот тут-то автомобиль поджидало первое фиаско. Бронированный монстр «спасовал» перед рыхлым и тающим снегом. Под своей же тяжестью транспорт уходил все глубже и глубже в снег. Вытащить монстра смогли только при помощи посторонней силы. В след за этим последовало несколько серьёзны поломок и князь попросил отложить испытания на десять дней. И хоть повторные испытания и показали более обнадёживающие результаты, негативный осадок от первых сделал своё дело.

В стрелковых испытаниях бронированный монстр тоже не сильно отличился. Если с неподвижного автомобиля легко было добиться попадания в цель, то на ходу в цель попадало лишь от двух до десяти процентов пуль. Не прошёл бронированный монстр и испытания на прочность. Броня автомобиля пробивалась из русской винтовки насквозь с шестидесяти пяти и даже ста метров. Подводя итоги и вынося окончательный вердикт вывод напрашивается сам собой — бронемашина к службе в армии не пригодна. Однако донести данный вердикт до высшего руководства было ой как не легко. Дело в том, что князь Накашидзе был вхож в самые высокие инстанции, поэтому «обижать» его не каждый решится. Комиссия в обтекаемой и очень мягкой форме все же довела до сведения руководства мысль о том, что «… доставленный автомобиль не удовлетворяет некоторым поставленным требованиям, а потому не может быть допущен к приёму».

Бронемашина князя Накашидзе не прошла испытания и не была принята на службу в армии. Дальнейшая судьба машины князя неизвестна. Также как и неизвестно то, сам ли князь разработал проект или использовал разработки фирмы. Много неясностей и вопросов ждут своего решения и как знать, возможно когда-нибудь завеса тайны и приоткроется.

Все статьи проекта